Поставщик Двора Его Императорского Величества

Почётное звание ряда торговых марок в Российской империи

Часы петербургской фабрики Павла Буре
pinterest button

В 1824 купцы, постоянно поставлявшие товары ко двору, получают право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака.

С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет.

Плакат фирмы
pinterest button Плакат фирмы «Жорж Борман». В питании сила. Какао неизвестен, Public Domain

На 1901 это звание присваивалось канцелярией Министерства Императорского Двора по прошениям поставщиков дважды в год, на Пасху и Рождество по прошению самих фирм.

Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестные поставки двору «по сравнительно малым ценам» товаров или работ собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново. Звание давалось только на период поставок.

Рекламный плакат с галошами, производимыми на фабрике «Треугольник». Поставщик двора Его Императорского Величества. Петроград, начало XX века.
pinterest button Рекламный плакат с галошами, производимыми на фабрике «Треугольник». Поставщик двора Его Императорского Величества. Петроград, начало XX века.     неизвестен, Public Domain

Всего на начало XX века насчитывалось 30-40 компаний, имевших такое звание. Производитель коньяков Шустов Н. Л. добивался этого статуса в общей сложности 38 лет. Другими известными поставщиками двора был прародитель марки Smirnoff, Смирнов П. А., производитель шоколада Теодор Эйнем, основатель фабрики «Эйнем» (см. кондитерская фабрика «Красный Октябрь»), кондитерское заведение Абрикосова (см. кондитерская фабрика Бабаева), производитель швейных машин «Зингер», производители автомобилей Руссо-Балт и «Мерседес», ювелирный дом Фаберже, гастроном Елисеевский, производители часов Павел Буре, Tissot и Breguet.

На 1915 год 50 % поставщиков двора являлись производителями одежды, обуви, парфюмерии, посуды, продуктов питания и напитков, мебели. 20 % были иностранцами, причём 12 % иностранных поставщиков приходились на родной город императрицы Дармштадт, ещё 12 % на родной для вдовствующей императрицы Копенгаген. При этом на нелюбимые императрицей города Германии приходилось гораздо меньше поставщиков: Берлин 8 %, Франкфурт-на-Майне 7 %, и всего 2 % приходилось на Мюнхен.

После прихода к власти большевиков бывшие поставщики императорского двора подверглись национализации, многие производства остановились. «Зингер» возобновил работу в 1923 году под маркой «Госшвеймашина», затем — «Подольский механический завод». Основатель марки «Смирнов» эмигрировал во Францию, после чего распространилось французское написание бренда («Smirnoff»), а производство автомобилей «Руссо-Балт» прекратилось.

Полезная информация

Поставщик Двора Его Императорского Величества

Знак

В 1901 году было утверждено новое изображение знака Поставщика.

Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус Поставщика («Высочайшего Двора» — «Поставщика Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества», «Императрицы Марии Федоровны», «Императрицы Александры Федоровны» или Великих князей и княгинь).

Указывался год присвоения звания, выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского Двора, с цветным изображением знака.