Храм Троицы Живоначальной в Хохлах

Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, в Хохловском переулке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии в восточной части Белого города

Церковь Троицы Живоначальной, что в Хохлах
pinterest button

Храм расположен в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (Хохловский переулок, 12). Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Владимирской Божией Матери, в честь Димитрия Ростовского.

Храм Троицы Живоначальной в Хохлах
pinterest button Храм Троицы Живоначальной в Хохлах NVO, CC BY-SA 3.0

История

История местности

Храм находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились днепровские казаки после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Мазепа, Ивана Мазепы.

Церковь Троицы в Хохлах, Москва, 1881
pinterest button Церковь Троицы в Хохлах, Москва, 1881 Николай Найденов (1834-1905), Public Domain

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями (отсюда второе прозвище храма — «в Старых Садех»).

Церковь Троицы Живоначальной, что в Хохлах
pinterest button Церковь Троицы Живоначальной, что в Хохлах Charlik, CC BY-SA 3.0

Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.

После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к храму Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских, известный в настоящее время как Храм Трёх Святителей на Кулишках.

Строительство храма

Первое упоминание — в «Сигизмундовом плане» в 1610 году.

Храм известен с 1625 года.

Каменный храм значится в 1657 году.

В 1696 году женою окольничего Евдокией Абрамовной Чириковой (урождённой Лопухиной) построен существующий храм, в память дочери Неонилы.

В 1890 году храм был обновлён.

Колокольня
pinterest button Колокольня NVO, CC BY-SA 3.0

В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой изображающий складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило.

В начале XIX века была заново выстроена апсида.

Советский период

После закрытия храм долго стоял разорённый и обезглавленный.

В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году.

В 1980 году перестроенные помещения храма были заняты Институтом геофизики, в 1990 году — Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя.

Возрождение храма

В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и передан Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные Богослужения.

В течение нескольких недель в храме пребывала мироточивая икона страстотерпца Николая II.

В 2010 году праздновалось четырехсотлетие храма. В честь этого события была организована фотовыставка и другие памятные мероприятия.

31 октября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма.

Приход

В 2000-х годах приход храма насчитывает около двухсот человек. В основном это представители научной и творческой интеллигенции. Значительную часть прихожан составляют лица, принявшие крещение в Грузинской Православной Церкви.

В храме служат три священника и один диакон:

  • Протоиерей Алексий Уминский — настоятель;
  • Иерей Николай Лызлов;
  • Иерей Александр Гумеров, сын иеромонаха Иова (Гумерова);
  • Протодиакон Андрей Горбунов.

Кроме того, по праздничным и воскресным дням служение в храме несет иподиакон-чтец Александр Дворкин.

Гостями прихода являются историк А. Л. Беглов, литературовед А. Н. Архангельский, иконописец Павел Бусалаев.

Икона Святой Троицы на стене храма у ворот
pinterest button Икона Святой Троицы на стене храма у ворот Алексей Павлов, CC BY-SA 3.0

Приходская жизнь в храме хорошо организована. Регулярно проводятся собрания прихожан по различным вопросам. Традиционно после воскресных и праздничных литургий проходят общие трапезы, а после них беседы на актуальные темы и концерты. Регулярно организовываются творческие вечера и ярмарки. После субботних всенощных бдений собирается евангельский кружок.

Церковь Троицы в Хохловке (сзади).jpg4000 × 3000; 3,77 МБ
pinterest button Церковь Троицы в Хохловке (сзади).jpg4000 × 3000; 3,77 МБ Neily NQ, CC BY-SA 4.0

Клир и прихожане храма помогают заключенным, передавая им одежду и книги.

Действует регулярно обновляемый интернет-сайт храма, на котором публикуются научные, богословские и творческие работы клириков и прихожан храма, а также существует возможность задать вопрос настоятелю протоиерею Алексию Уминскому.

Церковь Троицы в Хохлах, Москва, 1881
pinterest button Церковь Троицы в Хохлах, Москва, 1881 Николай Найденов (1834-1905), Public Domain

Полезная информация

Храм Живонача́льной Тро́ицы в Хохлах (в Хохловке, в Старых Садех), в Хохловском переулке

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 8:00–20:00

Адрес и контакты

Москва, Хохловский переулок, 12

☎ +7(495)917-51-34, 916-00-96
trinity-church@mail.ru
www.trinity-church.ru

Статус

Объект культурного наследия № 7735722000.

Реликвии храма

В антиминс Троицкого алтаря вложена частица мощей сщмч. Иоанна Рижского (Поммера). В антиминс Владимирского алтаря вложена частица мощей прп. Иоанна Грека.

Чтимые храмовые образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона Собора Оптинских старцев с частицами мощей, икона прп. Сергия Радонежского, иконы с частицами мощей, расположенные в алтаре храма.

Святые, связанные с храмом

  • Великая княгиня Елизавета Фёдоровна — на первом этаже двухэтажного дома причта по плану 1910 г. 5 светлых комнат отводились для «денного приюта Ея имп. выс. Елизаветы Федоровны».
  • Святитель Филарет Московский — лично освятил антиминс Троицкого предела дореволюционного храма, благословил отца-настоятеля Алексия Беляева преподавать Закон Божий в доме Межевой канцелярии в Константиновском межевом училище и дал разрешение отремонтировать алтарь и купол храма в 1824 г.
  • митрополит Иннокентий (Вениаминов) — по его указу с 1873 г. при храме за малоприходством вновь утвердили двухштатный причт, состоящий из священника и псаломщика.
  • Патриарх Тихон — в январе 1921 г. наградил настоятеля храма, отца Николая Успенского, наперсным крестом, а в 1923 г. распорядился наградить палицей уже другого настоятеля, протоиерея Димитрия Муравейского.