Киевский вокзал

Пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская

Киевский вокзал
pinterest button

Кииевский вокзал (в 1918—1934 — Брянский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Расположен на площади Киевского Вокзала. Памятник архитектуры и инженерного искусства.

Объект культурного наследия России федерального значения.

Краткая характеристика

Киевский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. Станция Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением.

По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является тупиковой (нетранзитной), начальным пунктом Киевского направления МЖД, как части магистрали Москва — Киев.

История вокзала

Первоначально здание вокзала было построено к марту 1899 года, а освящено 29 июня того же года. Это была неприметная одноэтажная постройка.

Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы.

Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).

Брянский вокзал вскоре после постройки
pinterest button Брянский вокзал вскоре после постройки неизвестен, Public Domain

Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. Рерберг и И. Нивинский.

В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала — более 36 тысяч м². Пассажиропоток Киевского вокзала — более 400 человек/час.

Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала
pinterest button Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала Kucharek, Public Domain

К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина — 321 м, ширина пролёта — 47,9 м, высота — 28 м, вес конструкций — более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.

Основание несущей арки Киевского вокзала с заклёпками
pinterest button Основание несущей арки Киевского вокзала с заклёпками Donskoy, GNU 1.2

Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.

Мемориальная табличка на колонне дебаркадера
pinterest button Мемориальная табличка на колонне дебаркадера Donskoy, GNU 1.2

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.

В 1940—1945 годах с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В проектирование пригородного павильона Чечулин включился, когда уже шло сооружение цокольного этажа архитектором А. В. Кулагиным, задумавшим оформление пристройки в общей стилистике здания вокзала. Чечулин, недавно вернувшийся из большого зарубежного путешествия, переработал оформление, придав ему черты веницианских палаццо.

Киевский вокзал. 1980 год
pinterest button Киевский вокзал. 1980 год Управление делами Мосгорисполкома, CC BY-SA 3.0

Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрих-кодом, а магнитные карты наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.

В ресторане Киевского вокзала. 1970-е годы
pinterest button В ресторане Киевского вокзала. 1970-е годы Управление делами Мосгорисполкома, CC BY-SA 3.0

В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат.

На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год.

С 2012 года производился капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — был закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков. Летом 2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.

Электропоезд ЭШ2-024 «Евразия» на Киевском вокзале — аэроэкспресс в аэропорт Внуково
pinterest button Электропоезд ЭШ2-024 «Евразия» на Киевском вокзале — аэроэкспресс в аэропорт Внуково Сфотографировано загрузившим, CC0 1.0

В начале 2015 года прилегающая грузовая станция 1 класса Москва-Товарная-Киевская вошла в состав станции Москва-Пассажирская Киевская как товарный парк (пути 9т — 16т); при этом исходная станция была закрыта для грузовых операций по всем параграфам.

Электропоезд ЭГ2Тв-002 «Иволга» на Киевском вокзале — городской полуэкспресс в Новопеределкино
pinterest button Электропоезд ЭГ2Тв-002 «Иволга» на Киевском вокзале — городской полуэкспресс в Новопеределкино Сфотографировано загрузившим, CC0 1.0

В ближайшие годы на Киевском направлении планируется ввести в строй три новых платформы.: Минскую, Аминьевскую и Санино. Соединительная ветвь, которая должна начинаться от Минской, свяжет Киевское и Белорусское направления МЖД Платформа Минская станет развитием ст. Москва-товарная Сортировочная.

Платформы и небольшой пассажирский терминал Минской планируется возвести неподалёку от станции метро «Минская» Калининско-Солнцевской линии. К концу 2018 года там откроется транспортно-пересадочный узел.

Новый Транспортно-пересадочный терминал на Минской даст возможность разгрузить станцию метро «Киевская» Кольцевой линии и Киевский вокзал на 30 % — за счёт возможности попасть в метро не доезжая до вокзала.

Полезная информация

Киевский вокзал
До 1934 года — Брянский вокзал

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7

Адрес и контакты

пл. Киевского Вокзала, д.1

сайт kievsky.dzvr.ru

Архитекторы

И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. И. Рерберг, И. И. Нивинский.

Транспортное сообщение

В непосредственной близости Киевского вокзала находятся две железнодорожные станции — Москва-Пассажирская-Киевская и Москва-Товарная-Киевская. Однако грузового сообщения там нет, грузовые поезда идут до станции Москва-Сортировочная, в 4 км от Киевского вокзала.

От Киевского вокзала идут пригородные электропоезда Киевского направления МЖД:

  • На станции главного радиального хода Солнечную, Лесной Городок, Апрелевку, Нару, Малоярославец, Калугу-2, а также по съезду на хордовую линию Вязьма—Сызрань на Калугу-1.
  • Прямые электропоезда на Большое кольцо МЖД через Бекасово-1 до пл. Бекасово-Сорт. и ст. Кресты и обратно (большинство рейсов минует платформы Бекасово-1)
  • Аэроэкспрессы в аэропорт Внуково и электропоезда до станции Аэропорт
  • Экспрессы до Калуги-1, Новопеределкино.

Скорые и пассажирские поезда с Киевского вокзала идут на Брянск, далее на Киев, оттуда в другие крупные города Украины, Молдавии и стран Южной и Юго-Восточной Европы (Венгрии, Словакии, Сербии, Болгарии, Румынии).

С распадом СССР количество пассажирских поездов на Украину и в дальнее зарубежье через Украину резко сократилось. Большинство поездов в дальнее зарубежье перенесено на Белорусский вокзал

В кино

  • Судьба барабанщика
  • Первое свидание
  • Семь нянек
  • 34-й скорый
  • Московская жара
  • Превосходство Борна

Видео