Рижский вокзал

Пассажирский терминал станции Москва-Рижская

Панорама здания Рижского вокзала
pinterest button

Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, рижский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

Станция Москва-Рижская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением.

По характеру работы является пассажирской, по объему работы отнесена к первому классу. Является начальным пунктом Рижского направления МЖД, как части Московско-Виндавской линии. Не является тупиковой в целом — через станцию также проходит транзитом Алексеевская соединительная линия, с которой есть съезд на Рижское направление.

История

Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса, наблюдение за строительством осуществлял Ф. О. Дворжецкий-Богданович.

Виндавский вокзал в начале ХХ в.
pinterest button Виндавский вокзал в начале ХХ в. неизвестен, Public Domain

Изначально было две отдельные станции: пассажирская и грузовая. До 1929 года они назывались Москва-Пассажирская Балтийская и Москва-Товарная Балтийская соответственно.

В 1929 году переименованы в Москва-Пассажирская Ржевская и Москва-Товарная Ржевская. В 1963 году объединены в одну станцию Москва-Ржевская. В том же году станция переименована в Москва-Рижская. 23 декабря 1999 года оборудована турникетами.

В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савёловского вокзалов в начале 2000-х годов предлагалось их закрыть, перевести пригородные поезда на другие вокзалы (рассматривались и варианты создания новых терминалов) и ликвидировать подъездные железнодорожные пути. Эти планы не были реализованы.

24 октября 2008 года станция была закрыта для грузовой работы со сменой кода ЕСР с 196108 на 196127. Станция являлась по характеру работы грузовой, по объёму внеклассной, ныне станция пассажирская 1 класса.

Краткая характеристика

Два перронных пути (№№ 1, 2) рядом с двумя низкими пассажирскими платформами, у которых расположено пассажирское здание, обслуживают поезда дальнего следования на Ригу, Великие Луки, Псков. Ещё два перронных пути (№№ 3, 4) расположены у высокой платформы и обслуживают часть пригородных поездов Рижского направления МЖД. Четыре пути между платформами занимает экспозиция музея истории железнодорожного транспорта.

На Рижском вокзале существует Центр научно-технической информации ОАО «РЖД» и Центр инновационного развития, в котором находится выставочный центр инноваций на железнодорожном транспорте (вход напротив музея железнодорожной техники).

Москва, Рижский вокзал
pinterest button Москва, Рижский вокзал Alexey Vikhrov, GNU 1.2

  В нескольких сотнях метров от вокзала расположен наземный павильон станции метро «Рижская», ещё далее — платформы Ржевская (Алексеевской соединительной линии) и Рижская (платформы №№ 3,4) (Ленинградского направления, ОЖД).

 Его пассажиропоток составляет 4000 человек в час.

В границах станции Москва-Рижская находится не только основное путевое развитие у Рижского вокзала, но и двухпутный участок Алексеевской соединительной линии:

  • на западе — от платформы Москва-Станколит (не включая её, входные светофоры чуть восточнее платформы), в том числе развязку с Рижским направлением МЖД и бывшие Шереметьевский (к северу от развязки) и Алексеевский (к востоку) посты (Посты ранее были отдельными, в 2000-х упразднены).
  • на юго-востоке — до границы со станцией Москва-Каланчёвская у Крестовского путепровода со сменой чётности направлений. Платформа Ржевская уже в границах Москвы-Каланчёвской, входные светофоры чуть западнее платформы.

Существует два передаточных стрелочных съезда на станцию Москва-Товарная главного хода Октябрьской железной дороги (Ленинградского направления): один у Крестовского путепровода (движение со стороны Москвы-Каланчёвской на север), второй у бывшего Алексеевского поста к одному из боковых путей Москвы-Товарной (движение из западной части станции в сторону Москвы-Пасс., то есть Ленинградского вокзала). Таким образом, Москва-Рижская является передаточной станцией с МЖД на ОЖД наряду с Николаевкой, съезд с которой расположен тоже у Крестовского путепровода с севера от путей ОЖД.

Направления

С Рижского вокзала отправляются поезда дальнего следования до Великих Лук, Пскова и Риги.

№ поездаМаршрут движения№ поездаМаршрут движения
1 «Латвия-Экспресс»Москва — Рига2 «Латвия-Экспресс»Рига — Москва
661Москва — Великие Луки662Великие Луки — Москва
663Москва — Псков664Псков — Москва

Также от путей у вокзала следуют пригородные электропоезда (42-46 в день) до станций: Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск и Шаховская.

Все пригородные электропоезда отправляются из пригородных тупиков. При нештатных изменениях случаются отправления пригородных поездов с путей дальнего следования.

Полезная информация

Рижский вокзал
до 1930 — Виндавский,
до 1942 — Балтийский,
до 1964 — Ржевский

Часы работы

  • круглосуточно с перерывом для уборки залов ожидания с 23.00 до 6.00.

Расположение

На Рижской площади, на пересечении Проспекта Мира и Сущёвского вала.

В кино

  • Рижский вокзал изображал вокзал города Берна в телефильме «Семнадцать мгновений весны».
  • Вокзал для двоих
  • Смерть на взлёте
  • Адмиралъ
  • Ближний круг