Новый Манеж

Здание в псевдорусском стиле на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка в Москве

Фасад со стороны Государственной думы
pinterest button

В настоящий момент функционирует как выставочное пространство Музейного объединения «Столица» (МГВЗ «Новый Манеж»; также как и МВЦ «Рабочий и колхозница»).

История здания

Здание было построено в 1888 году «Обществом электрического освещения 1886 года» и являлось первой в Москве мощной электростанцией, способной снабжать электроэнергией частных потребителей.

Здесь вырабатывался постоянный ток напряжением 120 В, который поступал к абонентам по подземным кабелям.

Новый Манеж Вход
pinterest button Новый Манеж Вход shakko, CC BY-SA 3.0

Проект здания Городская дума заказала архитектору Владимиру Шеру. Электростанция была возведена на территории сада бывшего женского Георгиевского монастыря (основанного теткой Анастасии Романовой, разрушенного французами в 1812 и так и не восстановленного). Из-за этого её стали называть «Георгиевская» электрическая станция.

Электростанция

После открытия электростанции её оборудование включало 6 паровых котлов и 4 паровых машины.

В 1897 году на Раушской набережной была построена Центральная электростанция, и поэтому Георгиевская электростанция стала ненужной и была упразднена.

Гараж

После упразднения электростанции её помещения стали использоваться под магазины и гаражи. Здесь разместился первый автобусный парк Москвы. Здание стали называть «Малый Манеж».

В 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей-такси престижной марки Renault и Fiat. Здание на углу Георгиевского переулка и Большой Дмитровки оказалось самым подходящим для первого столичного таксопарка.

Фасад со стороны Государственной думы
pinterest button Фасад со стороны Государственной думы   shakko, CC BY-SA 3.0

Летом 1925 года газеты опубликовали объявление:

На улицах Белокаменной появилось первые шестнадцать автомобилей марки «Renault», специально закупленных для работы в качестве таксомоторов. Плата за версту устанавливалась в 50 копеек, за один час проезда — 4 рубля 50 копеек. Вскоре к этим первенцам добавилось ещё несколько десятков Renault и Fiat...

До 1994 года в здании находилась станция технического обслуживания правительственных автомобилей. Гаражная функция здания окончилась постановлением Правительства Москвы от 10 октября 1995 года № 824 «О создании Московского государственного выставочного зала „Малый Манеж“ в целях совершенствования выставочной деятельности в Москве…».

Выставочный зал

Впервые здание использовалось для этой цели во время II Всероссийского электротехнического съезда 28 декабря 1908 года, той самой, где впервые был представлен сенсационный «беспроволочный телеграф» А. С. Попова, привлекший много зрителей. Однако это было единичное явление, и лишь с 1994 года здание получило культурную функцию окончательно.

В феврале 1996 года зал передан в оперативное управление Комитету по культуре Москвы. Сначала помещение хотели отдать Академии Ильи Глазунова. Он был торжественно открыт в присутствии мэра Москвы Лужкова, членов Правительства Москвы и других официальных лиц выставкой Сергея Андрияки.

Реконструкцию осуществлял бывший Департамент инженерного обеспечения Правительства Москвы (руководитель Департамента Матросов А. С. Авторы проекта реконструкции: архитектор Ю. П. Григорьев, руководитель творческого коллектива, мастерская № 8 ГУП «Моспроект-3», архитекторы И. К. Барташевич, Е. В. Степанов, Е. Г. Щукин, инженеры Л. П. Буров и В. В. Ханжи).

Любопытно, что систему охранной сигнализации изготовила иностранная фирма «Сименс»  — именно она была одним из крупных акционеров «Общества электрического освещения», построившего здание в 1888 году. Интерьер полностью перестроен в современном стиле и приспособлен для выставок. Его площадь составляет 1200 кв.м. полезной площади.

Малый Манеж по инициативе Лужкова был переименован в Новый Манеж.

Как писали «Известия»:

Полезная информация

Новый Манеж
Малый Манеж
«Георгиевская» электрическая станция

Описание

Здание выстроено в популярном во 2-й пол. XIX веке псевдорусском стиле.

«Фасад здания привлекает с первого взгляда мастерской прорисовкой деталей. Он чужд скучного однообразия, как и излишней пестроты. Трехчастная симметрично-осевая фронтальная композиция фасада акцентирована центральной постановкой главного входа, порталами ворот и угловыми ризалитами, подчеркивающими тему, заданную главным входом. Равномерный ритм декоративных окон и простенков подчеркивает протяженность всего здания. Высокая кровля и венчающие угловые башенки демонстрируют заботу о выразительности силуэта и согласованности с исторически сложившейся пространственной системой вертикалей. Здесь использован прием, присущий большинству зданий складов и пассажей конца XIX века, развивающий несколько равнозначных тем с одинаково мерным ритмом акцентов, что являлось отличительным признаком поздней эклектики и её варианта в „русском“ стиле».