Кузнецкий мост

Древний каменный мост в Москве через реку Неглинную на пересечении современных улиц Неглинная и Кузнецкий Мост

Кузнецкий мост в XVIII в.
pinterest button

История

Первоначально здесь был деревянный однопролётный мост.

В 1754 -1761 годах по проекту архитектора Д. В. Ухтомского, Семёном Яковлевым был построен трехпролётный каменный мост. 

Планы XVIII века

В конце XVIII века реку Неглинная собирались превратить в городской канал, на Трубной площади устроить пруд, а у Кузнецкого Моста — еще один, с водопадами и статуей Екатерины II. Однако, этим планам не суждено было сбыться.

Кузнецкий мост в XVIII в.
pinterest button Кузнецкий мост в XVIII в. неизвестен, Public Domain

После заключения в 1818–1819 гг. реки в подземную трубу, уровень улиц был поднят выше моста, а мост засыпан грунтом.

Находка в 1980-х

В конце 1980-х годов, при проведении земляных работ по сооружению нового коллектора, строители под многими слоями асфальта и одним слоем булыжника натолкнулись на каменные конструкции Кузнецкого моста.

Белокаменный парапет моста был повреждён строительной техникой, но затем работы были приостановлены.

Достаточно долго после этого москвичи и гости столицы могли совсем близко наблюдать открывшиеся остатки этого исторического объекта.

Архитекторы-реставраторы провели натурные обмеры памятника, затем уличное дорожное покрытие было восстановлено.

Полезная информация

Кузнецкий мост

Описание моста

Мост был шириной 16 метров и длиной 29,82 метра. Длина ограждённой части моста вместе с подходами была 88,46 метра. Это было сделано на случай больших разливов, т. е. общая длина сооружения простилалась от Петровки до Рождественки.

Мост был основан на свайных фундаментах.

Быки были сделаны одинаковыми с береговыми устоями, в форме стенок шириной 4,26 м., поставленных вдоль течения реки, и длиной, равной ширине моста.

Пролёты моста были равны ширине стенок. Пролётные отверстия, перекрывались полуциркульными сводами из белого камня. Высота пролётных отверстий от воды — 6,4 метра.

При разливах вода не достигала верхней точки пролётного отверстия.