Станции метро

В Московском метрополитене 200 станций

Москва, Арбатская площадь, станция метро Арбатская, здание в форме пентагона
pinterest button

Количество станций

Из них 195 расположены на территории Москвы, 1 («Мякинино») — целиком в Московской области, 2 («Новокосино» и «Котельники») расположены на границе регионов и 2 («Румянцево» и «Саларьево») — на территории Новой Москвы.

Зал станции
pinterest button Зал станции A.Savin, CC BY-SA 3.0

Многие станции меняли свои названия, некоторые — по нескольку раз.

Подземные и наземные

Бо́льшая часть станций — подземные, только 12 станций — наземные, и 5 — надземные (на эстакадах и мостах). Из подземных станций 76 глубокого заложения, 107 мелкого.

Глубокие и мелкие

Глубокие станции по конструкции разделяются на трёхсводчатые пилонные (55), трёхсводчатые колонные (20) и односводчатые (1, «Тимирязевская»).

Окаменелости в облицовке станции Библиотека имени Ленина
pinterest button Окаменелости в облицовке станции Библиотека имени Ленина Stolbovsky, CC BY-SA 4.0

Станции мелкого заложения по конструкции разделяются на четырёхпролётные колонные (1, «Александровский сад»), трёхпролётные колонные (66), двухпролётные колонные (6), однопролётные со сводчатым перекрытием (31) и однопролётные с плоским перекрытием (3, «Волжская», «Марьино» и «Улица Старокачаловская»).

Платформы и залы

Восемь станций имеют боковые платформы, среди них только одна подземная — «Александровский сад». Шесть станций имеют платформы, расположенные в кривой. Две станции имеют по две островные платформы («Полежаевская» и «Партизанская»). Пять станций состоят из двух залов.

Временные станции

В Московском метрополитене также были две временные станции, впоследствии закрывшиеся (старая «Калужская» на Калужско-Рижской линии и старая «Первомайская» на Арбатско-Покровской).

Линии и узлы

Суммарно станции составляют 13 линий, обслуживаемые 30 пересадочными узлами. Из них один четырёхстанционный («Александровский сад» — «Арбатская» — «Библиотека имени Ленина» — «Боровицкая»), семь трёхстанционных и 22 двухстанционных. 5 узлов («Китай-город», «Третьяковская», «Каширская», «Кунцевская» и «Парк Победы») имеют кроссплатформенную пересадку (на «Третьяковской» в пересадочный узел входят три станции, но кроссплатформенной пересадкой связаны две из них, третья связана с первыми двумя обычными переходами и носит другое название; на «Кунцевской» пересадка является кроссплатформенной только для поездов, следующих от центра города).

Москва, Арбатская площадь, станция метро Арбатская, здание в форме пентагона
pinterest button Москва, Арбатская площадь, станция метро Арбатская, здание в форме пентагона Anna Anichkova, CC BY-SA 3.0

В будущем её получит станция «Петровско-Разумовская» (после сооружения второго зала при продлении Люблинско-Дмитровской линии в район Дегунино). В тоннелях рядом с этой станцией видны заделы под будущие пути.

Длина платформ

Длина платформ подавляющего количества станций — 155 м (8 вагонов) — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства первой очереди метрополитена.

На новых станциях длина платформы была увеличена до 162 м. На станциях Филёвской линии, за исключением 160-метровой «Кунцевской», платформы имеют меньшую длину и рассчитаны на приём 6-вагонных составов, при этом платформы «Студенческой», изначально рассчитанные на приём 5-вагонных составов, были удлинены. На станциях Бутовской линии длина платформ составляет 90 м и рассчитана на приём 4-вагонных составов.

Громкая связь

Платформы снабжены громкой связью, по которой осуществляются объявления (о случающемся следовании поезда без остановки, отсутствии посадки на прибывающий поезд, о возможных технических проблемах на линиях метро и пр.).

Практически на всех станциях характерный звуковой сигнал извещает пассажиров о скором прибытии очередного поезда.

На отрезках эскалаторного транспорта, а также на межстанционных переходах со сравнительно высокими пассажиропотоками звучат сообщения рекламного характера и напоминания о правилах пользования метрополитеном, а также музыкальные темы и стихи знаменитых поэтов; в новогодние праздники звучат новогодние поздравления и новогодние песни.

Спуск

Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей.

Эскалатор на станции «Парк Победы»
pinterest button Эскалатор на станции «Парк Победы» A.Savin, CC BY-SA 3.0

В большинстве случаев эскалаторы однокаскадные, трёх- или четырёхниточные. Эскалаторами оборудованы 132 станции.

Всего на станциях и в переходах Московского метрополитена 678 эскалаторов, в том числе 18 на станциях Монорельсовой транспортной системы.

Эскалатор на станции «Аэропорт»
pinterest button Эскалатор на станции «Аэропорт» Andreykor, CC BY-SA 3.0

На выходах со станций Бутовской линии (кроме «Улицы Старокачаловской») и со станций «Тропарёво», «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Новокосино», «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово» (также на переходе на станцию «Красногвардейская»), «Алма-Атинская», «Пятницкое шоссе», «Митино», «Волоколамская», «Строгино», «Кунцевская» (только на платформе в сторону станции «Славянский бульвар») и «Славянский бульвар» построены лифты, а на станции «Новоясеневская» на лестнице для людей с ограничениями опорно-двигательной системы также установлен специальный подъёмник. До 2014 года аналогичный подъёмник существовал на станции «Алтуфьево».

Вестибюли

Все подземные станции имеют наземные или подземные вестибюли, часто совмещённые с подуличными пешеходными переходами.

Северный вестибюль станции метро «Алма-Атинская»
pinterest button Северный вестибюль станции метро «Алма-Атинская» Барвенковский, CC BY-SA 3.0

Наземные вестибюли могут как представлять собой отдельные здания, так и быть встроенными в другие дома или объединёнными с ними (например, вокзалы). Подземные вестибюли часто имеют выход на поверхность в виде лестничных пролётов, вырезанных посреди улицы, которые иногда закрываются остеклёнными павильонами. Часть вестибюлей также играют роль перехода с одной станции на другую.

Вестибюли станций первой и второй очередей метрополитена, многоуровневые, часто имеют наземный или встроенный павильон, далее расходящиеся лестничные марши, которые спускаются на промежуточные кассовый и турникетный уровни, и только потом доступ к платформам. Однако из-за неудобства такой схемы, начиная с третьей очереди, их сменили наземные вестибюли. В начале 1960-х, в связи с появлением типового проекта станций, была принята и новая типовая схема — подземный вестибюль, соединенный с подземными переходами. С тех пор наземные вестибюли стали исключением, и их строили только в отдельных случаях.

Облицовка станций

Площадь облицовки станций (всего) — 795,5 тыс. м², в том числе: мраморной плиткой — 358,5 тыс. м², гранитной плиткой — 72,6 тыс. м², разной плиткой — 219,9 тыс. м², прочей облицовкой — 144,4 тыс. м².

Рекорды (статистика)

  • Самая глубокая станция — «Парк Победы» (84 м).
  • Подземная станция, расположенная ближе всех к поверхности земли — «Печатники» (5 м).
  • Самая длинная станция (по длине платформы) — «Воробьёвы горы» (282 м).
  • Самая широкая станция — «Партизанская», а 2-е место занимает «Полежаевская» (обе эти станции трёхпутные).
  • Самый длинный перегон — «Крылатское» — «Строгино» (6625 м).
  • Самый короткий перегон — «Арбатская» — «Александровский сад» (328 м) и «Выставочная» — «Международная» (500 м).
  • Самый длинный эскалатор — 126,8 м, высота подъёма 63,4 м («Парк Победы»).
  • Самый маленький (по объёму) вестибюль — южный выход станции «Аннино», открытый 15 июня 2012 года.
  • Самый долгий промежуток от начала строительства станции до её открытия — 39 лет (станция «Спартак»).
  • Станции, выходы которых располагаются сразу в нескольких городах: «Котельники» (в Москве (район Выхино-Жулебино), Котельниках и Люберцах); «Новокосино» (в Москве и Реутове).

Факты

  • Так называемых «станций-призраков» в московском метро нет. Две закрывшиеся станции — изначальные «Калужская» и «Первомайская» — располагались на территории двух депо и теперь составляют их часть. В течение сорока лет на действующем перегоне Таганско-Краснопресненской линии присутствовала недостроенная станция, открывшаяся в 2014 году под названием «Спартак». На перегоне «Крылатское» — «Строгино» располагается техническая станция «Троице-Лыково», которую теоретически можно перестроить в полноценную станцию для пассажиров. В пересадочный узел «Деловой центр» — «Выставочная» также входит законсервированная станция Третьего пересадочного контура.
  • В московском метро два сотрудника имели стаж работы свыше шестидесяти лет — это В. В. Лаврик и Д. С. Фингерут. Они начали работать на московском метро со дня его открытия. В трудовой книжке В. В. Лаврика записано 89 благодарностей, и это не всё — часть из оставшихся просто не вписаны туда — это ценные подарки и другие поощрения.
  • В московском метро работали женщины-машинисты — Мишина, Блинова и ряд других. Когда Шарлю де Голлю показывали московский метрополитен, он ехал в кабине машиниста, в котором был женский экипаж, и он был удивлён тому, что женщины работали машинистами — это были военные годы и женщины заменяли мужчин. В московском метро несколько лет назад работала последняя женщина-машинист — Наталья Владимировна Корниенко. Сейчас в Московском метрополитене не работает ни одной женщины-машиниста.
  • В облицовке более чем двадцати станций московского метро присутствуют различные окаменелости. Там можно найти раковины наутилусов, аммонитов и других доисторических моллюсков.
  • Станции с названием «Калужская» открывались в московском метро три раза: первая (в 1950 году) — та, что сейчас называется Октябрьская-кольцевая; в 1964 году — та, что была временной в ТЧ-5, и нынешняя (Калужская) в 1974 году.
  • На турникетах старого типа при попытке неоплаченного прохода звучат начальные такты полонеза Огинского.