Пречистенка

Пречистенка — улица в Центральном административном округе города Москвы

Музей Л. Н. Толстого на Пречистенке
pinterest button

Проходит от площади Пречистенские Ворота до Зубовской площади, расположена между улицами Остоженка и Арбат. Нумерация домов ведётся от площади Пречистенские Ворота.

История

В XVI веке по трассе улицы проходила дорога из Кремля в Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году великим князем Василием III в память освобождения Смоленска из-под польского владычества. Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после учреждения опричнины, в которую по повелению Ивана Грозного была включена Чертольская улица «з Семчиньским селцом и до всполья…». Новая улица стала продолжением ранее существовавшей Чертольской улицы, от которой и заимствовала свое первоначальное название. В своих современных пределах улица оформилась в конце XVI века, получив начало у Чертольских ворот Белого города, а завершение у одноименных ворот Скородома (Деревянного города).

В XVII веке большую часть правой стороны загородной части Чертольской улицы занимали дворы Конюшенной слободы, за которой с середины столетия размещалась слобода стрелецкого приказа головы Афанасия Ивановича Левшина. По его фамилии получили свои названия современные Левшинские переулки. На противоположной стороне улицы, возле укреплений Земляного города располагалась слобода другого стрелецкого приказа, основанного в 1633 году. Его первым командиром стал Иван Алферьевич Бегичев. В 1650—1670-е годы приказом командовали отец и сын Зубовы — Дмитрий Иванович и Иван Дмитриевич, по фамилии которых образовалось название местности — «Зубово», в свою очередь давшее позднее имена близлежащим Зубовскому бульвару и площади. Последним командиром полка стал стольник Тихон Христофорович Гундертмарк. При нём зубовские стрельцы приняли участие в Азовских походах Петра I, а затем в известном стрелецком бунте 1698 года. После его подавления большая часть местных стрельцов была казнена во время массовых стрелецких казней. Их соседи — бывшие левшинские стрельцы при новом командире Михаиле Федоровиче Сухареве, после окончания Азовских походов были определены на «вечное житье» в Киев. Слободы обоих стрелецких полков были упразднены по царскому указу в 1699 году.

С конца XVII века Пречистенка стала постепенно превращаться в одну из наиболее популярных среди московского дворянства улиц. Фамилии её именитых домовладельцев сохранились в названии переулков — Всеволожского, Лопухинского, Еропкинского и т. д. Вплоть до 1930-x годов на Пречистенке сохранялись обширные усадьбы Хрущева и Степанова, заложенные ещё при Екатерине II. Однако, во второй половине XIX века земля перешла в купеческие руки, и в списке домовладельцев появились Морозовы и Коншины.

В 1921 году улица Пречистенка была переименована в Кропоткинскую в честь русского революционера-анархиста П. А. Кропоткина, который родился в одном из Пречистенских переулков — в Штатном (с 1921 года — Кропоткинский). Историческое название улице было возвращено в 1994 году.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне

  • № ½ — палаты XVII века («Белые палаты») — главный дом усадьбы князя Б. И. Прозоровского, объект культурного наследия федерального значения. Отстроен в два этапа в 1685 году. В 1995 году отреставрирован. В январе 2009 года на тротуаре перед зданием произошло убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.
  • № 5 стр. 1, № 7, № 15 — жилые дома XVIII — начала XIX века.
  • № 9 — Доходный дом (1910, архитектор Н. И. Жерихов)
  • № 11 — Главный дом городской усадьбы Лопухиных-Станицких (1820-е, арх. А. Г. Григорьев; перестроен в 1895 г. С. У. Соловьёвым), сейчас — музей Л. Н. Толстого. Во дворе находится памятник Л. Н. Толстому (1926, скульптор С. Д. Меркуров, гранит), перенесённый в 1972 году из сквера Девичьего поля. Главный дом и памятник Толстому относятся к категории объектов культурного наследия федерального значения.
  • № 13/7, стр. 1 — Доходный дом Я. А. Рекка (1911—1913, архитектор Г. А. Гельрих), ценный градоформирующий объект.
  • № 17 — дом Бибиковых, с 1835 — Д. В. Давыдова. Во второй половине XVIII в. усадьба занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками. Включала в себя сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в. В конце XVIII в. усадьба переходит во владение московскому полицмейстеру Н. П. Архарову. По его заказу были выстроены одноэтажные флигеля по сторонам двора. Главное же здание было перестроено в стиле раннего классицизма. После пожара 1812 г. дом восстанавливался. Был надстроен мезонином с широким арочным окном, а само здание получило величественную ордерную декорацию в виде сдвоенных и одинарных коринфских колонн, фланкирующих главный вход. После сыщика Архарова в усадьбе поселился генерал Бибиков. В 1835 г. дом переходит к одному из поэтов «Пушкинской плеяды», Д. В. Давыдову. А. С. Пушкин был частым гостем Д. В. Давыдова. В 1830-х гг. были надстроены боковые части главного здания и флигеля. Уже в 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е. Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». В 1869—1874 гг. усадьба перестраивалась А. Л. Обером. Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия С. А. Арсеньевой. Софья Александровна Арсеньева была дочерью архитектора А. Л. Витберга, автора неосуществленного проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здесь учительствовала родная сестра Марии Ермоловой А. Н. Шереметевская. «Если в семьях были и дочери, и сыновья, то родители часто отдавали сыновей в Поливановскую, а дочерей — в соседнюю Арсеньевскую гимназии. Учащиеся этих двух гимназий хорошо знали друг друга, а преподавали там одни и те же учителя, которые порой исполняли роль почтовых голубей, без собственного ведома перенося в своих карманах романтические записочки гимназистов и гимназисток».
  • № 17/9 — Доходный дом (с палатами XVIII в.) (1874, архитектор А. Л. Обер), выявленный объект культурного наследия.
  • № 19/11, стр. 1 — дом А. Н. Долгорукова (1847), объект культурного наследия регионального значения. Построенный в 1780-х годах дом горел в 1812 году и отстраивался до 1847 года. В 1869 году здесь появилось Александро-Мариинское учебное заведение для благородных девиц, принадлежавшее генеральше Чертовой. В конце 1921 года сюда переехала часть Военной академии РККА. С 1992 по 1997 год размещалась Центральная телевизионная и радиовещательная студия МО РФ. Ныне здесь — музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
  • № 21/12 — дом Потёмкиных, позже — А. И. Морозова (XVIII — начала XIX века; перестроен в 1871 году архитектором П. С. Кампиони; в 1872 году — А. С. Каминским), объект культурного наследия федерального значения. В 1918—1948 годах здесь размещался Музей нового западного искусства. С 1948 года в зданиях усадьбы размещаются Президиум Российской академии художеств (РАХ), НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ и выставочные залы РАХ. В конце 1990-х годов проведена полная реставрация главного здания усадьбы.
  • № 23/16/15, стр. 1 — Главный дом городской усадьбы А. И. Татищева — А. Ф. Лопухина (до 1802; 1813—1822; 1860; 1900—1906), выявленный объект культурного наследия.
  • № 23 — доходный дом, арх. А. А. Остроградский, 1910.
  • № 33/19, стр 1 — Доходный дом (1905, архитектор С. Ф. Воскресенский)
  • № 33/19, стр. 2 — Жилой дом П. И. Голохвостова с погребами (1782—1785; 1786; XIX в.), объект культурного наследия регионального значения.
  • № 35 — усадьба Самсоновых, 1817, объект культурного наследия федерального значения.
  • № 37 — Особняк М. Н. Макшеева-Мошонова (1901, архитектор А. О. Гунст).
  • № 39 — доходный дом Лихутина, арх. первая очередь (по Пречистенке) — А. А. Остроградский 1892, вторая очередь (по Зубовскому бульвару) — Кузнецов И. С.1913. В 1899—1900 годах квартиру в этом доме снимал М. А. Врубель, здесь он работал над своими знаменитыми картинами «Пан» и «Царевна Лебедь». В гостях у художника бывал приезжающий из Петербурга композитор Н. А. Римский-Корсаков. Также в этом доме бывал наездами философ В. С. Соловьев в 1881—1897.

По чётной стороне

  • № 6 — «Пречистенская Аптека» (1780-е; XVIII—XIX в.), выявленный объект культурного наследия. Аптека в здании размещается с 80-х гг. XVIII века.
  • № 8 — дом XVIII века, в основе — палаты XVII века
  • № 10/2/5 — Главный дом городской усадьбы А. Т. Ржевского — Лихачевых — М. Филиппа (сер. XVIII — 1-я пол. XIX в.; перестроен в 1890 году архитектором Н. Г. Лазаревым), объект культурного наследия регионального значения. В 1839—1842 гг. владельцем усадьбы был декабрист М. Ф. Орлов. Здесь в 1885 году жил художник-пейзажист И. И. Левитан, в 1915 году — поэт Б. Л. Пастернак. В 1942—1948 в здании работал Еврейский антифашистский комитет.
  • № 12/2/1 — усадьба Хрущевых-Селезневых (здания XVII—XIX веков), объект культурного наследия федерального значения. Памятник воспитанникам московских специальных артиллерийских школ, проявивших мужество и героизм в Великой Отечественной войне. В главном доме на углу Хрущевского переулка (1814, арх. А. Г. Григорьев; зимний сад пристроен в 1881 году архитектором Н. А. Артемовским) — музей А. С. Пушкина.
  • № 14 — дом XIX века, в основе — палаты XVII века
  • № 16/2, стр. 1 — Дом А. И. Коншиной (1-я пол. XVIII в.; 1908—1910, архитектор А. О. Гунст), объект культурного наследия федерального значения.
  • № 20 — Жилой дом, XIX века, в котором жил и в 1861 году умер герой Отечественной войны 1812 года А. П. Ермолов; до 1884 года владельцем был В. Д. Коншин, затем — В. И. Фирсанова; в 1921—1922 годах в здании размещалась хореографическая студия А. Дункан; в эти же годы здесь жил и работал поэт С. А. Есенин. Объект культурного наследия федерального значения.
  • № 22 — Главный корпус Пречистенской пожарной части (в основе жилой дом Н. И. Ртищева, А. П. Ермолова) (1764; 1800-е; 1817—1820-е; 1835—1836, архитектор М. Ф. Казаков (предположительно), объект культурного наследия федерального значения. Здесь в 1834 году сидел под арестом А. И. Герцен
  • № 24 — Доходный дом С. Ф. Кулагина (1904, арх. С. Ф. Кулагин) — «Калабуховский дом», дом профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова «Собачье Сердце»
  • № 28 — доходный дом И. П. Исакова (Московского торгово-строительного акционерного общества (1904—1906, арх. Л. Н. Кекушев), объект культурного наследия федерального значения.
  • № 32 — дом Охотникова, XVIII—XIX вв., построен заново вскоре после пожара 1812 года; здание много раз перестраивалось. В 1868—1917 гг. здесь размещалась частная мужская гимназия Л. И. Поливанова. Здесь учились В. С. Соловьев, В. Я. Брюсов (исключенный за атеистические идеи из гимназии Креймана), Андрей Белый, М. A. Волошин, Вадим Шершеневич, Сергей Шервинский, Сергей Эфрон, Николай Позняков, шахматист Александр Алехин, сыновья Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. Н. Плещеева, А. Н. Островского и др.
  • № 32, во дворе — городская усадьба Степановых «с циркумференцией», XIX века.
  • № 36, стр. 2 — Жилой дом Наумовых-Волконских (1833; 1897), выявленный объект культурного наследия. С 1926 года в здании размещается библиотека имени Н. К. Крупской.
  • № 40/2 — Доходный дом Л. М. Матвеевского (Изменение фасадов, 1913, архитектор А. О. Гунст)

Почтовый индекс: 19019 (№ 2/3), 119021 (№ 39/22), 119034 (остальные дома и учреждения)

Телефонный код: +7(495) XXX----

Полезная информация

Пречи́стенка (до 1658 г. — Черто́льская, затем Пречистенская, Пречистенка, в 1921—1990 гг. — Кропо́ткинская

Название дано в 1658 году по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской, хранящейся в Новодевичьем монастыре.

Транспорт

Метро Кропоткинская; троллейбус 15; автобус 05, 015.

Улица в произведениях литературы и искусства

Пречистенка упоминается в произведениях А. С. Пушкина, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова.

Когда Потемкину в потемках
Я на Пречистенке найду,
То пусть с Булгариным в потомках
Меня поставят наряду

— А. С. Пушкин

«Пусть: раз социальная революция — не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

— М. А. Булгаков, Собачье сердце

Мир Пречистенки и Арбата…

— Борис Пастернак