Московское центральное кольцо

Вид наземного пассажирского транспорта, представляющий собой внутригородской пассажирский электропоезд, курсирующий по Малому кольцу Московской железной дороги

Электропоезд ЭС2Г-008 «Ласточка» на подъезде к платформе
pinterest button
РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном.

Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на юго-западе вплотную приближаясь к Третьему транспортному кольцу.

На линии устроен 31 остановочный пункт с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных направлений железной дороги. Метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров «полностью соответствует стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации, что создаёт единое с метрополитеном пространство и позволяет назвать систему линией метро.

Маршрут обозначается на схемах метро белой линией с красной окантовкой под названием МЦК и порядковым номером Московское центральное кольцо. Проектирование и строительство системы ведётся под обозначением Московская кольцевая железная дорога (МКЖД); в июне 2016 года было объявлено о том, что на схемах Московского метрополитена система будет обозначена как Вторая кольцевая линия метрополитена, а в июле 2016 года система получила официальное название Московское центральное кольцо (МЦК).

Московское центральное кольцо на карте города
pinterest button Московское центральное кольцо на карте города mos.ru, CC BY 3.0

Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали используются преимущественно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на части линии (37 км) третий главный путь (а ночью — и остальные пути). Вся железнодорожная инфраструктура находится в собственности ОАО «РЖД».

Характер движения на линии фактически представляет собой городскую электричку, частично интегрированную с Московским метрополитеном (пересадки и система оплаты проезда). Логистическая роль МЦК предполагает генерацию нового пассажиропотока и оттягивание его от метрополитена, а также связь и консолидацию радиальных направлений метро и железной дороги... Интервал движения первоначально составляет 6 минут в пиковые часы (7:30-11:30, 17:00-20:30; в выходные 13-18), 12 минут в остальное время, режим движения — с 5:45 до 01:00.

Пассажирское движение на линии открыто 10 сентября 2016 года в присутствии президента Российской Федерации В. В. Путина и мэра Москвы С. С. Собянина. Первый месяц МЦК будет работать бесплатно.

Предыстория

Московская окружная железная дорога (МОЖД) была построена вокруг Москвы по проекту архитектора и инженера П. И. Рашевского в 1903–1908 годах. Её протяжённость составила 54 км.

Отсчёт вёрст новой железной дороги начинался от точки её пересечения с Николаевской железной дорогой, по часовой стрелке. На дороге были выстроены 14 станций (все они — образцы московского модерна начала ХХ века), выполненных в едином стиле, два остановочных пункта (Потылиха у Николаевского моста, Военное поле близ Ходынских военных лагерей) и один телеграфный пост (Братцево). Все пассажирские здания располагались внутри кольца, со стороны центра города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути — с внешней стороны.

Первоначально по дороге перевозились не только грузы, но и пассажиры, к услугам которых были построены станции-вокзалы (Владыкино, Воробьёвы Горы, Братцево, Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково и др.), часть из которых сохранилась по сей день. Дo 1917 года МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий, хотя пассажиров всегда не хватало. К концу 1920-х годов районы, по которым проходит трасса МОЖД, получили надёжное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 году пассажирское движение по кольцу было закрыто.

После войны одновременно с продолжением перевода Московского железнодорожного узла на электротягу встал вопрос об электрификации Малого кольца. Первые предложения по этому поводу прозвучали ещё 1946 году, однако без полномасштабных и дорогостоящих работ сделать это было невозможно. Тем не менее, к вопросу необходимости электрификации линии возвращались постоянно — и во время XX съезда КПСС 1956 года, и в генеральной схеме размещения производительных сил 1966-го, и в очередном проекте электрификации 1996-го.

Исторический вокзал станции Андроновка (построен в 1908 г.)
pinterest button Исторический вокзал станции Андроновка (построен в 1908 г.) Leonrid, GNU 1.2

С такой же частотой говорили о возвращении пассажирского движения — в 1952-м, 1966-м (когда даже был определён тип подвижного состава электрички, который предполагалось использовать на линии), в конце 1980-х и в 2001 году. Однако старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу, а организация пассажирского сообщения требовала сооружения новых пассажирских платформ в местах, удобных для пересадки на другие виды транспорта, в результате чего эти планы в период XX века так и не были воплощены.

История запуска

Проектирование

В 2001 году был разработан проект организации пассажирского сообщения электропоездов на Малом кольце МЖД в режиме наземной линии метро, предусматривающий пересадки на станции метрополитена и остановочные пункты пригородных поездов на радиальных железнодорожных направлениях. Первичное соглашение о реализации проекта по реконструкции и электрификации кольца для запуска пассажирской линии городской электрички было подписано правительством Москвы и руководством ОАО «РЖД» при согласии председателя правительства России В. В. Путина в 2008 году. Для реконструкции кольца и запуска пассажирского движения по нему в 2011 году РЖД и Правительство Москвы на паритетных условиях учредили совместную компанию ОАО «МКЖД», при этом каждая из сторон продолжала инвестировать в проект и самостоятельно.

Рабочая карта Малого кольца МЖД со всеми соединительными ветвями перед реконструкцией, 2012
pinterest button Рабочая карта Малого кольца МЖД со всеми соединительными ветвями перед реконструкцией, 2012 Leonrid, Public Domain

Проект организации кольцевой линии городской электрички в составе транспортной сети Москвы был разработан в рамках долгосрочной программы «Город, удобный для жизни», концепции обеспечения транспортной доступности в Московском регионе, развития транспортной системы столицы, избавления города от пробок. 11 июня 2011 года проект МКЖД одобрен на встрече председателя правительства РФ Владимира Путина и главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

В 2011—2012 годах разработана проектная документация на инфраструктуру, подготовлены градостроительные обоснования, проекты планировки территорий и документация для строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). НИИ «Мосжелдорпроект» и ряд других профильных институтов выполнили проектные изыскания.

Реконструкция инфраструктуры линии

Реконструкция МКЖД для возможности запуска движения городской электрички осуществлена в период с 2012 по 2016 год за счёт средств федеральных инвестиций, ОАО «РЖД», правительства Москвы и группы компаний-инвесторов. В ходе реконструкции была проведена замена путей на бесстыковые для бесшумного движения поездов, произведена реконструкция мостов, осуществлена электрификация линии, сооружены остановочные пункты для электропоездов, интегрированные с транспортно-пересадочными узлами, обновлена система сигнализации и автоблокировки на линии.

Переукладка путей на станции Владыкино. Ноябрь 2014
pinterest button Переукладка путей на станции Владыкино. Ноябрь 2014 Svetlov Artem, GNU 1.2

Для возможности грузового движения в дневное время без помех электричкам был сооружён третий главный путь на 2/3 протяжённости кольца (кроме 17-километрового участка Пресня — Канатчиково — Угрешская, где третий путь не был сооружён из-за сложной инфраструктуры (мосты через Москву-реку, Гагаринский тоннель, вплотную примыкающие к железнодорожным путям Третье транспортное кольцо и объекты городской инфраструктуры) и особенностей рельефа). В ходе реконструкции кольца за пределы города были выведены пять грузовых дворов, всего в сферу благоустройства попало 8,5 тысяч га столичной территории.

Для городской электрички был обустроен 31 остановочный пункт с высокими платформами, которые строились с нуля, при этом имеющиеся возле вокзалов исторических станций низкие платформы и занимаемая ими площадь не были использованы при возведении новых платформ. К моменту начала реконструкции уже существовала подземная платформа Площадь Гагарина, а в 2013—2016 годах она была реконструирована и отделана. Из новых платформ раньше всего (в конце 2013 года) было начато строительство остановочного пункта Лужники. Непосредственное строительство большинства остальных платформ началось весной 2015 года. К сентябрю 2016 года работы по возведению практически всех платформ были завершены, также были возведены примыкающие к ним павильоны с кассами и турникетами и лестницы, однако работы по отделке павильонов и лестниц у части платформ ещё не были завершены. К моменту запуска пассажирского движения 10 сентября оказались не готовы к открытию 5 платформ из 31, однако их планируется открыть до конца 2016 года. Помимо указанных платформ, планировалась и обозначалась на схемах 32-я платформа Пресня (в границах одноимённой станции), решение о её строительстве будет принято после запуска пассажирского движения.

По состоянию на конец второго квартала 2016 года, работы по реконструкции дороги были выполнены на 97 %, при этом были закончены укладка пути и электрификация, что позволило начать эксплуатацию электропоездов на полном кольцевом маршруте в тестовом режиме. Однако линия на тот момент ещё не была готова принять первых пассажиров, поскольку вестибюли и сходы на платформы у значительной части пассажирских остановочных пунктов ещё продолжали строиться.

Организация перевозок

Организация перевозок на пассажирской линии постановлением правительства Москвы № 799-ПП от 9 декабря 2013 года была возложена на ГУП «Московский метрополитен». Конкурс на выбор перевозчика 29 декабря 2014 года сроком на 15 лет выиграла Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК).

Турникетный зал на МЦК
pinterest button Турникетный зал на МЦК Leonrid, GNU 1.2

Управление движением, обслуживание и контроль инфраструктуры МКЖД будут осуществлять специальный диспетчерский круг, созданный в Центре управления пригородным комплексом, а также другие подразделения Московской железной дороги. 21 января 2016 года ОАО «ЦППК» и ОАО «РЖД» заключили соглашение о переуступке договора на транспортное обслуживание МКЖД, вследствие чего исполнять заказ столичного правительства на пассажирские перевозки по МКЖД будет железнодорожный холдинг; данная сделка согласована правительством Москвы в лице ГУП «Московский метрополитен». Организует транспортное обслуживание на МКЖД Московская дирекция скоростного сообщения (МДОСС), являющаяся структурным подразделением Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД». При этом вице-мэр Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов отметил, что «железнодорожному кольцу вскоре предстоит стать фактически ещё одной линией метро».

С 21 декабря 2015 года дорога обозначается на схемах Московского метрополитена как строящаяся 14-я линия. По данным «РЖД» и правительства Москвы, кольцевая железная дорога станет для Москвы ещё одной веткой метро, только наземной.

С апреля 2016 года начала функционировать Московско-Окружная дистанция инфраструктуры Московской дирекции инфраструктуры, созданная на базе технических средств дистанций пути, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки. Система автоблокировки (АБ) предусмотрена с интервальным регулированием на базе аппаратуры Ebilock и АБТЦ-МШ, позволяющей варьировать межпоездные интервалы движения, увеличивать и уменьшать блок-участки в зависимости от пассажиропотока. Это даст возможность обеспечить рост пассажиропотока за счёт такта, а не за счёт больших скоростей, которые не будут превышать 80 км/ч из-за множества остановочных пунктов и малого расстояния между ними.

Для обеспечения 134 пар электропоездов в день с 6-минутным интервалом в часы пик на маршруте будет задействовано 33 состава электропоезда «Ласточка» (28 на линии — по 14 в каждом направлении — и 5 резервных). Останавливаться поезда станут у высоких островных и береговых платформ в режиме метро, по всем пунктам. Время работы МЦК — с 5:30 утра до часа ночи.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, пассажирское движение по МКЖД позволит «создать ещё одно наземное кольцо Московского метрополитена и снизить нагрузку на действующую Кольцевую линию примерно на 15 процентов». Запуск МКЖД поможет, по мнению градоначальника, разгрузить вокзалы Москвы и железнодорожные платформы радиальных направлений. Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров оценил провозную способность МКЖД в более чем 400 тысяч пассажиров ежедневно. По утверждению заместителя начальника Московского метрополитена Юрия Дегтярёва в декабре 2015 года, МКЖД будет полноценной частью Московского метрополитена с едиными билетом и навигацией.

Выбор подвижного состава

Первоначально в качестве подвижного состава для городской электрички планировалось использовать электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», разработанные в 2014 году Тверским вагоностроительным заводом как принципиально новые городские и пригородные поезда отечественной разработки, в начале 2015 года было изготовлено два пятивагонных поезда в городском исполнении специально для использования на МКЖД. В качестве альтернативы рассматривался вариант использования более дорогих электропоездов ЭС2Г «Ласточка» (Siemens Desiro) разработки немецкого концерна Siemens с локализацией производства на отечественном заводе Уральские локомотивы. Оба поезда имели бестамбурную конструкцию и салон городского исполнения с сиденьями, размещёнными по схеме 2+2.

Однако по состоянию на конец 2015 года обе модели не участвовали в конкурсе: первая не прошла испытания, вторая показалась компании ЦППК, которая на тот момент была выбрана перевозчиком, слишком дорогой для закупки и эксплуатации. Вместо них компанией ЦППК к концу года было решено использовать 35 шестивагонных электропоездов ЭД4М (модификация ЭД4М-500) производства Демиховского машиностроительного завода.

Упоминалось также о другой причине срыва конкурса. Как указывали вице-президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» Антон Зубихин и журнал Forbes, выгодный заказ на подвижной состав для МКЖД ещё с 2011 года вызвал жёсткую конкуренцию между двумя ведущими производителями железнодорожной техники в России — ЗАО «Трансмашхолдинг» и «Группой Синара». Каждый из этих концернов продвигал своё детище, первый — «Иволгу», а второй — «Ласточку». Поезда «Ласточка» в значительном количестве были закуплены РЖД в Германии, в России же «Группой Синара» налажено совместное с Siemens Desiro производство адаптированной модели этих поездов в Верхней Пышме — именно с целью поставки и эксплуатации на МКЖД. Эту схему поддерживал бывший президент РЖД Владимир Якунин, при котором были осуществлены закупки поездов Siemens в Германии. Однако после отставки В. И. Якунина в августе 2015 года маятник качнулся в другую сторону. Все ключевые фигуры, влияющие на управление МКЖД, — Максим Ликсутов, Михаил Хромов, Андрей Бокарев и гендиректор ОАО «МКЖД» Алексей Зотов — выходцы из «Трансмашхолдинга», поэтому закупать электропоезда «Ласточка» у конкурентов им оказалось весьма невыгодно. В обстоятельствах, когда «Иволга» ещё не дошла до серийного производства, и появилось более простое и дешёвое решение: закупить обычные электропоезда Демиховского машзавода — предприятия «Трансмашхолдинга».

После переуступки прав перевозчика от ЦППК к РЖД 21 января 2016 года окончательный выбор подвижного состава для МКЖД сделан в пользу электропоездов «Ласточка», а планировавшиеся ранее электропоезда ЭД4М-500 так и не были изготовлены.

Ввод в эксплуатацию

B начале ХХI века в районах прохождения МКЖД живёт около 1,5 миллиона человек. Эти люди, а также пассажиры, пересаживающиеся с других видов транспорта, смогут постоянно пользоваться кольцевой линией городского поезда после открытия 31 остановочного пункта и ввода линии в пассажирскую эксплуатацию, каждый из которых будет работать в режиме транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на метро, наземный городской транспорт и пригородные поезда.

В мае 2016 года по МКЖД началось тестовое движение электропоездов на опытном участке Канатчиково — Лихоборы. Тестовая обкатка всей линии была начата с 4 июля 2016 года по окончании реконструкции и электрификации главных путей. Первоначально по кольцу с заниженными скоростями курсировали только электропоезда ЭС2Г «Ласточка», которые и планируется использовать для пассажироперевозок. Позднее для полной загрузки инфраструктуры МКЖД ввиду отсутствия в депо достаточного количества «Ласточек», часть которых ещё не поступила с завода, к испытаниям привлекли 12 дополнительных электропоездов отечественной разработки серий ЭД4М, ЭТ2М и ЭР2Т, снятых с пригородных маршрутов, хотя их эксплуатация на кольце в будущем не планируется.

20 июля 2016 года, почти сразу после запуска электропоездов отечественной разработки, с одним из них произошёл первый инцидент. Электропоезд ЭД4М-0403 въехал на платформу Волоколамская, первую по маршруту его следования, и процарапал бок головного вагона. Данное происшествие повлекло временную остановку движения по кольцу, в течение нескольких часов после него путь вдоль платформы Волоколамская с помощью выправочной подбивочно-рихтовочной машины был смещён чуть дальше от платформы для соответствия габаритам, после чего движение было возобновлено.

10 сентября 2016 года, произошло открытие регулярного пассажирского движения электропоездов (городская электричка) по МЦК. При этом, хотя движение открыто по всей длине кольца, для пассажиров до конца 2016 года будут доступны лишь 26 платформ; остальные пять (Дубровка, Коптево, Панфиловская, Зорге, Соколиная Гора) будут открыты, как предполагает Правительство Москвы, до конца октября.

Открытие

10 сентября 2016 года в 14 часов, в День города, состоялось открытие Московского центрального кольца. В церемонии открытия приняли участие Президент России В. Путин и мэр Москвы С. Собянин.

В настоящее время пассажирам доступны 26 платформ из 31; остальные 5 (Панфиловская, Коптево, Соколиная Гора, Дубровка и Зорге) будут открыты до конца 2016 года.

В честь открытия была выпущена памятная серия карты Тройка. В первый месяц после открытия проезд пассажиров по МЦК является бесплатным.

Платформы МЦК

Всего на Малом кольце имеется 31 остановочный пункт с высокими платформами, входящий в состав транспортной системы МЦК. В железнодорожной терминологии они являются лишь остановочными пунктами (платформами) и не являются железнодорожными станциями, при этом в СМИ и на маршрутных указателях их называют станциями МЦК, аналогично станциям метро). По состоянию на начало сентября 2016 года закончено строительство пассажирских платформ, сходы с платформ и вестибюли на некоторых из них продолжают строиться. Платформы строились как на перегонах, так и в границах существующих железнодорожных станций МК МЖД без строительства новых, но с проведением капитальной реконструкции их и перегонов.

В приведённой ниже таблице платформы указаны в порядке возрастания километража Малого кольца: от нулевой отметки — пересечения с Ленинградским направлением — по часовой стрелке. Здесь также отмечены планируемые пересадки на станции метро и на радиальные направления Московского железнодорожного узла. Пять пересадочных узлов будут иметь крытые отапливаемые переходы (в таблице отмечены символом Spain traffic signal s14b.svg); такие пересадки на официальной схеме метро обозначены так же, как и пересадки между двумя станциями метро. Остальные наземные пересадки предполагают выход пассажира на улицу. Средняя длина перехода — 200—300 метров, самый длинный — Хорошёво—Полежаевская — 700 метров. Проектные названия многих платформ МЦК отличались от нынешних, летом 2016 года в названия некоторых из них были внесены изменения, утверждённые правительством Москвы.

Платформа МЦК Московское центральное кольцоПрочие
названия
Расположение относительно станций Малого кольца МЖДПересадки BSicon MOSMETRO.svgSinnbild Eisenbahn.svg
1ОкружнаяГостиничнаяперегон Лихоборы — Владыкино-Московское

Переход на станцию Окружная Люблинско-Дмитровской линии «Окружная»

Sinnbild Eisenbahn.svg пл. Окружная Савёловского напр.

2Владыкиностанция Владыкино-МосковскоеПереход на станцию Владыкино Серпуховско-Тимирязевской линии «Владыкино» Spain traffic signal s14b.svg
3Ботанический садБотаническаяперегон Владыкино-Московское — Ростокино
у западной горловины Ростокино
Переход на станцию Ботанический сад Калужско-Рижской линии «Ботанический сад»
4РостокиноЯрославскаяперегон Ростокино — БелокаменнаяSinnbild Eisenbahn.svg пл. Северянин Ярославского напр.
5Белокаменнаястанция Белокаменная
6Бульвар РокоссовскогоОткрытая,
Открытое шоссе
перегон Белокаменная — ЧеркизовоПереход на станцию Бульвар Рокоссовского Сокольнической линии «Бульвар Рокоссовского»
7ЛокомотивЧеркизовская,
Черкизово
станция ЧеркизовоПереход на станцию Черкизовская Сокольнической линии «Черкизовская» Spain traffic signal s14b.svg
8ИзмайловоИзмайловский Паркперегон Черкизово — ЛефортовоПереход на станцию Партизанская Арбатско-Покровской линии «Партизанская»
9Соколиная Горастанция Лефортово
северная горловина
10Шоссе ЭнтузиастовЛефортовостанция Лефортово
южная горловина
Переход на станцию Шоссе Энтузиастов Калининской линии «Шоссе Энтузиастов»
11Андроновкастанция Андроновка
северная горловина
Sinnbild Eisenbahn.svg пл. Фрезер Казанского/Рязанского напр.
12НижегородскаяРязанскаяперегон Андроновка — Угрешская
у южной горловины Андроновки

Переход на станцию Нижегородская улица Третий пересадочный контой линии  КожЛ  «Нижегородская улица»

Sinnbild Eisenbahn.svg пл. Карачарово Горьковского напр.

13НовохохловскаяХохловскаяперегон Андроновка — УгрешскаяSinnbild Eisenbahn.svg пл. Калитники Курского напр.
14УгрешскаяВолгоградскаястанция Угрешская
восточная горловина
Переход на станцию Волгоградский проспект Таганско-Краснопресненской линии «Волгоградский проспект»
15Дубровкастанция Угрешская
западная горловина
Переход на станцию Дубровка Люблинско-Дмитровской линии «Дубровка», Переход на станцию Кожуховская Люблинско-Дмитровской линии «Кожуховская»
16Автозаводскаястанция Кожухово
северо-восточная горловина
Переход на станцию Автозаводская Замоскворецкой линии «Автозаводская»
17ЗИЛПарк Легендстанция Кожухово
западная горловина
18Верхние КотлыВаршавская,
Варшавское шоссе
перегон Кожухово — Канатчиково

Переход на станцию Нагатинская Серпуховско-Тимирязевской линии «Нагатинская»

Sinnbild Eisenbahn.svg пл. Нижние Котлы Павелецкого напр.

19КрымскаяСевастопольская,
Севастопольский проспект
перегон Кожухово — Канатчиково
у юго-восточной горловины Канатчиково
20BSicon SUBWAY-CHN.svgПлощадь Гагарина
единственный подземный о.п.
станция Канатчиково
северо-западная горловина
Гагаринский тоннель
Переход на станцию Ленинский проспект Калужско-Рижской линии «Ленинский проспект» Spain traffic signal s14b.svg
21Лужники
самые длинные платформы
Спортивнаяперегон Канатчиково — Пресня
в районе бывшей станции Воробьёвы Горы
Переход на станцию Спортивная Сокольнической линии «Спортивная»
22КутузовскаяДорогомилово,
Кутузово
станция Пресня, парк Кутузово
в районе бывшей станции Кутузово
Переход на станцию Кутузовская Филёвской линии «Кутузовская» Spain traffic signal s14b.svg
23Деловой центрМосква-Сити,
Сити
станция Пресня
между основной частью и парком Кутузово
(бывший перегон Пресня — Кутузово)
Переход на станцию Международная Филёвской линии «Международная» Spain traffic signal s14b.svg

Sinnbild Eisenbahn.svg пл. Тестовская
Смоленского (Белорусского) напр.

24Шелепихастанция Пресня,
между основной частью и парком Кутузово
(бывший перегон Пресня — Кутузово)
Переход на станцию Шелепиха Третий пересадочный контой линии «Шелепиха»Spain traffic signal s14b.svg

Sinnbild Eisenbahn.svg пл. Тестовская
Смоленского (Белорусского) напр.

Преснястанция Пресня
25Хорошёвоперегон Пресня — Серебряный Бор

Переход на станцию Полежаевская Таганско-Краснопресненской линии «Полежаевская»

Переход на станцию Хорошёвская Третий пересадочный контой линии «Хорошёвская»

26ЗоргеПесчаная,
Новопесчаная
перегон Пресня — Серебряный Бор
в районе бывшего полустанка Военное поле
27ПанфиловскаяХодынская, Ходынкастанция Серебряный Бор
южная горловина
Переход на станцию Октябрьское поле Таганско-Краснопресненской линии «Октябрьское поле»
28СтрешневоВолоколамскаяперегон Серебряный Бор — ЛихоборыSinnbild Eisenbahn.svg пл. Покровско-Стрешнево,
пл. Ленинградская Рижского напр.
29БалтийскаяГлебово,
Войковская
перегон Серебряный Бор — Лихоборы
в районе юго-западной горловины
бывшей станции Братцево
Переход на станцию Войковская Замоскворецкой линии «Войковская»
30Коптевостанция Лихоборы
юго-западная горловина у депо Лихоборы
31ЛихоборыНиколаевскаяперегон Лихоборы — Владыкино-МосковскоеSinnbild Eisenbahn.svg пл. НАТИ Ленинградского напр.

Полезная информация

Московское центральное кольцо
сокр. МЦК
Малое кольцо Московской железной дороги
сокр. МК МЖД

Интеграция с метрополитеном и транспортно-пересадочные узлы

Вся железнодорожная инфраструктура МКЖД будет находиться в собственности ОАО «РЖД». Правительство Москвы и привлечённые им компании-инвесторы сооружают транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые вместе с основной инфраструктурой обеспечат максимальную интеграцию с метрополитеном — тактовое движение электропоездов с остановками по всем пунктам и минимальными интервалами в часы пик, характерными для метро (без публикации расписания); проезд пассажиров по единым тарифам и билетам, пересадку с МКЖД на метро и обратно без дополнительной оплаты в течение 90 минут. На МКЖД и в метро будут действительны одни и те же проездные, карта «Тройка», социальная карта москвича, те же столичные социальные льготы. В этих целях на МКЖД будут действовать как федеральное, так и московское законодательство о льготах.

Каждый из 31 остановочного пункта будет работать в режиме транспортно-пересадочного узла. Среди них будет 19 крупных ТПУ. Станут возможными 17 пересадок на 11 линий метрополитена (включая строящиеся) и 10 пересадок на 9 (из 11) радиальных направлений железной дороги. С запуском движения по кольцу у пассажиров появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу, что позволит уменьшить нагрузку на метрополитен и центральную часть Москвы. Полный круг состав будет проходить за 75 минут, таким образом, маршрутная скорость электропоезда составит около 43 км/ч.

В некоторых местах платформы радиальных направлений Московского железнодорожного узла для удобства пассажиров будут перенесены ближе к платформам МКЖД.

Большинство транспортно-пересадочных узлов оснащены системой крытых переходов и галерей, защищающей пассажиров от осадков. На 26 станциях устроены лифты для маломобильных пассажиров, эскалаторы, на 5 станциях — специальные подъёмники для инвалидов-колясочников. На каждом ТПУ имеются кассы с заниженным уровнем окна, на всех ТПУ есть туалеты/санитарные комнаты, адаптированные для людей с ограниченными возможностями. Все платформы МЦК оборудованы тактильной плиткой. Возле 13 ТПУ планируется расположить перехватывающие парковки.

Подвижной состав

В качестве подвижного состава городской электрички используются электропоезда ЭС2Г «Ласточка» серии "Siemens Desiro". Каждый поезд состоит из 5 бестамбурных вагонов общей вместимостью 1200 пассажиров; каждый вагон имеет две прислонно-раздвижные двери с каждой стороны.

Салоны поездов для городской электрички имеют городское исполнение с размещением сидений по схеме 2+2 и оснащены кондиционерами, между вагонами имеется сквозной проход.

Поезда получают электропитание через крышевые токоприёмники от верхней контактной сети номинального напряжения 3000 В постоянного тока, как и на прочих линиях Московского железнодорожного узла (против 825 В и контактного рельса на метрополитене). При необходимости возможно увеличить число вагонов в составе до 10 за счёт сцепа двух поездов по системе многих единиц, применяемой на «Ласточках», курсирующих на радиальных направлениях МЖД.

Поезд оснащён бесшумными тяговыми редукторами, шумовибропоглощающей подвеской, вагонными тележками c дисковыми тормозами с накладками из специальных композитных материалов. Электропоезда с особо защищёнными токопроводящими линиями и подвагонным пространством рассчитаны на эксплуатацию при температуре наружного воздуха от −40 °C до +40 °C.

Все поезда городской электрички приписаны к моторвагонному депо ТЧ-96 Подмосковная, построенному специально для обслуживания и ремонта электропоездов «Ласточка» рядом со станцией Рижского направления МЖД Подмосковная в московском районе «Аэропорт» недалеко от метро Сокол.

Проезд из депо и в депо осуществляется по электрифицируемой в 2016 году соединительной ветви Подмосковная — Серебряный Бор (однопутный перегон).

Помывка в специальных моечных комплексах, экипировка, подготовка подвижного состава в рейс будут производиться в парках экипировки Домодедово и Апрелевка. Пункты ночного отстоя электропоездов расположены на станциях Пресня, Андроновка и Белокаменная.

Электрички будут обслуживать 320 машинистов и 300 кассиров и контролёров, подбор персонала ведётся с начала 2016 года.

Инвестиции

По данным на июнь 2015 года, общий объём инвестиций в проект строительства пассажирской линии составлял более 212 млрд рублей. Согласно информации гендиректора ОАО «МКЖД» Алексея Зотова, в эту сумму входят инвестиции ОАО «РЖД» (74,8 млрд рублей), Правительства Москвы (10,4 млрд рублей), ОАО «МКЖД» (уставный капитал 26,5 млрд рублей), группы компаний-инвесторов (100,5 млрд рублей).

На развитие железнодорожного сегмента проекта в уставный капитал РЖД Правительством России регулярно направлялись бюджетные ассигнования, очередной транш в ноябре 2015 года составил 5,3 млрд рублей. В сентябре 2015 года стало известно, что компания РЖД покидает ОАО «МКЖД», а её долю выкупает правительство Москвы.

По данным газеты «КоммерсантЪ», причина состояла в том, что железнодорожный холдинг, переживающий проблемы с финансированием своей инвестпрограммы, не готов далее финансировать проект и участвовать в докапитализации МКЖД на 13,4 млрд руб.

Для развития территорий, прилегающих к ТПУ, привлекается около 40 млрд руб. частных инвестиций. За это городскими властями предпринимателям передаются территории для застройки. Предполагается построить 200 тыс. м² общественно-деловых зон, 300 тыс. м² гостиниц и апарт-отелей, 250 тыс. м² торговых площадей. Девелоперам будут предложены территории вокруг 11 платформ МКЖД — Владыкино, Ботанический сад, Ярославская, Бульвар Рокоссовского, Новохохловская, ЗИЛ, Верхние Котлы, Сити, Шелепиха, Новопесчаная, Николаевская.

Критика

Ряд экспертов полагает, что в условиях расширения границ города, смещения его «центра тяжести» и транспортных векторов на юг, пассажирское Малое кольцо с колоссальными затратами на его реконструкцию в ходе дальнейшей эксплуатации не окупит себя и окажется убыточным, подобно действующему с 2008 года в столице монорельсу.

Также высказывались сомнения в окупаемости проекта из-за строительства Третьего пересадочного контура метро длиной 54—58 км с 28 станциями, «поскольку на некоторых участках рельсовые системы фактически дублируют друг друга».

Также критикуется отсутствие в большинстве случаев удобных пересадок на станции метро. Так, пассажирам приходится выходить из метро на улицу и идти к станции, причём расстояние может быть довольно большим. Например, от платформы Лужники до метро — около 200 м, от платформ Автозаводская, Балтийская, Хорошёво, Измайлово до метро — около 700 м.