Иван Александрович Фомин

Иван Александрович Фомин — русский и советский архитектор, преподаватель, историк архитектуры

Академик Иван Фомин
pinterest button

Отец архитектора Игоря Фомина (1904—1989) и художника-графика Ираиды Фоминой (1906—1964).

Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x годов Фомин стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е годы разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики» и стал одним из основателей советского монументального классицизма.

Академик Иван Фомин
pinterest button Академик Иван Фомин неизвестен, Public Domain

Начало карьеры. Модерн

По окончании классической Александровской гимназии в Риге, поступил в Императорский Московский университет, который через два года оставил и поступил в Императорскую Академию художеств. В 1896 году был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право заниматься архитектурной практикой.

Работал в Москве в фирмах Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля, в том числе на шехтелевских проектах особняка Рябушинского и реконструкции Художественного театра. В 1900 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества построил своё первое здание в Скатертном переулке; позднее участвовал в других постройках Общества.

В 1902 году Фомин совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля». Однако попытки создания «нового» сообщества архитекторов в те годы не увенчались успехом.

Неоклассицизм

В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к неоклассицизму. В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира. В 1905 году вернулся в Санкт-Петербург, чтобы закончить академический курс. В 1909 году предоставил на конкурс Академии художеств композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» (мастерская Л. Н. Бенуа) и получил звание художника-архитектора. Ему была присуждена пенсионерская поездка за границу, во время которой он выполнил крупную серию офортов.

«Новый Петербург», перспектива, 1912
pinterest button «Новый Петербург», перспектива, 1912 Ivan Fomin, 1872-1936, Public Domain

В 1908 году стал участвовать в составе коллектива учёных в подготовке издания труда по истории русского искусства, возглавляемого И. Э. Грабарём. В 1911 году Фомин организовал «Историческую выставку архитектуры».

Обелиск в Витебске, 1912
pinterest button Обелиск в Витебске, 1912 EugeneZelenko, GNU 1.2

В 1911—1913 годах по проектам Фомина построены в Петербурге дом Половцева на Каменном острове и дом князя С. С. Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 23). В эти же годы он проектирует дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.

В 1912 году по проектам И. А. Фомина были построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году — обелиски в Витебске и Борисове и колонна в Волковыске.

Крупнейший проект Фомина — реконструкция острова Голодай — был прерван началом Первой мировой войны. В 1911 году английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, получившую название «Новый Петербург». До начала военных действий 1914 года по проекту Фомина были завершены два полукруглых корпуса (№ 2 и 10 по нынешнему переулку Каховского), в работе принимал участие его ученик — архитектор Э. Шталберг.

26 октября 1915 году Академическое собрание «за известность на художественном поприще» избрало И. А. Фомина академиком архитектуры.

Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 г. преобразованных в Женский Политехнический институт, в 1918 г. — во Второй Петроградский Политехнический институт).

Советский период

С февраля 1918 г. по сентябрь 1929 г. преподавал на архитектурном факультете Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских — Ленинградском Высшем художественно-техническом институте (бывш. Академии художеств).

Проект здания Наркомтяжпрома в Москве (вид со стороны площади Свердлова)
pinterest button Проект здания Наркомтяжпрома в Москве (вид со стороны площади Свердлова) Ivan Fomin, 1872-1936, Public Domain

Среди учеников И. А. Фомина в разные годы были: П. В. Абросимов, А. И. Гегелло, Е. А. Левинсон, О. Л. Лялин, М. А. Минкус, В. О. Мунц, Л. М. Поляков, И. Е. Рожин, Л. В. Руднев, Н. А. Троцкий, М. А. Шепилевский и Э. Е. Шталберг.

Первыми работами Фомина советского периода были проект Дворца рабочих Московско-Нарвского района (1919 г.) и конкурсный проект крематория в Петрограде.

Под руководством Фомина летом 1920 года была проведена работа по декоративному оформлению Каменного острова и создан проект планировки и озеленения Марсова поля. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда.

В первое советское десятилетие Фоминым выполнены конкурсные проекты здания общества «Аркос» в Москве (1924), Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925). По его проектам были построены здания Политехнического института имени Фрунзе (главное здание, рабфак, химический и библиотечный корпуса; 1927) и научная библиотека в Иваново-Вознесенске, санаторий «Ударник» в Железноводске (1928) и Дом Совета Народных Комиссаров УССР в Киеве (1937).

Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики», использующую предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. Но хотя железобетон был для Фомина средством, создающим новые конструктивные возможности, он всё же считал, что «на крепкий костяк из железобетона следует надеть мясо из кирпича и камня; эта декорация есть наш архитектурный язык». Преобразуя ордерный декор в современные формы «красной дорики», Фомин приходит к выводу, что требованиям композиции современных высоких зданий отвечает спаренная колонна без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проём начинается непосредственно от колонны).

В 1929 году И. А. Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь по его проектам были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо», выходящий своими фасадами на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку (1928, соавтор А. Я. Лангман), новый корпус здания Моссовета, выходящий на улицу Станкевича (1928, соавтор Г. К. Олтаржевский), здание НКПС у Красных ворот (1930). Во всех этих зданиях наблюдается заметное влияние конструктивизма.

После того, как на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года были приняты решения по «перестройке советской архитектуры», архитектурная жизнь в Советском Союзе принципиально изменилась, будучи поставленной под тотальный контроль высшего партийного руководства и лично И. В. Сталина. Начало 1930-х годов — это эпоха «бумажных проектов», в ходе которых происходило прояснение требований руководства к архитектуре. В этот период Фомин создаёт проекты ряда крупных общественных сооружений: дворца-музея транспортной техники, Курского вокзала в Москве, театра Красной Армии. Все эти проекты характеризуются преувеличенным вниманием к внешнему декору, в них вводятся такие элементы классического стиля, как портики, ротонды и аркады, а в их оформлении используются скульптуры и рельефы.

В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Поздние работы Фомина, выполненные совместно с учениками — это конкурсные проекты театра в Ашхабаде (1934), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1934), городка Академии наук СССР в Москве (1934, соавторы), санатория Комиссии содействия учёным в Сочи (1935, соавтор Л. М. Поляков)

Лаконичный стиль Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные Ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936, работа завершена Л. М. Поляковым).

По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в Киеве (1935, соавтор Абросимов П. В.). Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены базами и капителями. Стилистика этого здания предвещает послевоенный «сталинский ампир».

Могила Фомина на Новодевичьем кладбище Москвы (архитектор — М. А. Минкус)
pinterest button Могила Фомина на Новодевичьем кладбище Москвы (архитектор — М. А. Минкус) Сергей Семёнов, GNU 1.2

Иван Александрович Фомин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Постройки

Дом акционерного общества «Новый Петербург», Санкт-Петербург, пер. Каховского, дом 2
pinterest button Дом акционерного общества «Новый Петербург», Санкт-Петербург, пер. Каховского, дом 2 Kalnroze, CC BY-SA 3.0
Здание НКПС
pinterest button Здание НКПС NVO, CC BY-SA 3.0
Большая Лубянка, дом № 12
pinterest button Большая Лубянка, дом № 12 Andres rus, GNU 1.2
Метро «Красные Ворота»
pinterest button Метро «Красные Ворота» Alexei Troshin, GNU 1.2
Здание Совнаркома УССР в Киеве
pinterest button Здание Совнаркома УССР в Киеве Daniel Haußmann, GNU 1.2

Годы жизни: 22 января [3 февраля] 1872, Орёл — 12 июня 1936, Москв

Полезная информация

Ива́н Алекса́ндрович Фоми́н

Проекты и постройки

  • Особняк В. И. Рекк (1900, Москва, Скатертный переулок, 20), перестроен;
  • Служебные постройки во владении Московского Торгового Строительного Акционерного Общества (1901, Москва, Пречистенский переулок), не осуществлён;
  • Мебель и отделка интерьеров выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» (1902, Москва, Столешников переулок, 13), не сохранились;
  • Конкурсный проект дома-особняка князя П. П. Волконского, 1-я премия (1903, Москва), не осуществлён;
  • Проект дома-особняка художника К. Коровина (1903, Крым), не осуществлён;
  • Эскизы фасадов настоятельного корпуса трапезной и келий Ферапонтова монастыря (1904, Вологодская область), не осуществлён;
  • Эскиз деревянной дачи в стиле Empire (1904);
  • Конкурсный проект больницы имени Петра I (1906, Санкт-Петербург);
  • Проект дома-особняка Общества художников (1906), не осуществлён;
  • Конкурсный проект памятника А. Г. Каменскому, 2-я премия (1907, Пермь);
  • Конкурсный проект памятника жертвам погрома 1905 года, 1-я премия (1907, Одесса);
  • Внутренняя отделка квартиры Поммер (1907—1908, Санкт-Петербург);
  • Проект реконструкции Николаевского вокзала (1907—1910, Санкт-Петербург), не осуществлён;
  • Конкурсный проект здания соборной мечети (1908, Санкт-Петербург), не осуществлён;
  • Проект загородного дома (1908, Подольская губерния);
  • Памятник Петру I (1908, Санкт-Петербург);
  • Пристройка галереи и реконструкция интерьеров дома княгини М. А. Шаховской (1909—1910, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 27);
  • Проект переустройства Исакиевского собора (1910, Санкт-Петербург);
  • Конкурсный проект здания музея 1812 года, 3-я премия (1910, Москва);
  • Проект здания губернской земской управы (1910, Минск);
  • Перестройка загородного дома князя А. В. Оболенского на озере Сайма (1910—1912, Финляндия);
  • Конкурсный проект Бородинского моста, совместно с инженером Г. П. Передрием, 2-я премия (1911, Москва), не осуществлён;
  • Конкурсный проект грязелечебницы (1911, Ессентуки);
  • Конкурсный проект грязелечебницы, 2-я премия (1911, Железноводск);
  • Проект виллы В. Н. Калиновского (1911, Крым);
  • Конкурсный проект доходного дома 2-го Российского страхового общества, 2-я премия (1911, Санкт-Петербург);
  • Доходный дом (?) (1911—1912, Санкт-Петербург, переулок Каховского, 10);
  • Памятник воинам, павшим под Витебском в 1812 году, 1-я премия (1911—1912);
  • Дача А. А. Половцова (1911—1913, набережная Средней Невки, 6);
  • Усадебный дом Е. В. Ксидо в Хмельнике (1911—1915, Подольская губерния);
  • Конкурсный проект Контрактового дома (1912, Киев);
  • Проект памятника воинам, павшим под Борисовым в 1812 году (1912);
  • Проект памятника воинам, павшим под Волковыском в 1812 году (1912);
  • Конкурсный проект здания Николаевского вокзала (1912, Санкт-Петербург);
  • Церковь в имении Е. Э. Картавцева «Мариоки» (1912, Мариоки, Финляндия);
  • Проект звонницы Всех Скорбящих Радости (1912, Мариоки, Финляндия);
  • Доходный дом товарищества «Новый Петербург» (1912, Санкт-Петербург, Железноводская улица / переулок Каховского, 2);
  • Памятник на могиле Л. М. Мациевича (1912, Санкт-Петербург, Никольское кладбище Александро-Невской лавры);
  • Интерьеры дома В. А. Ратькова-Рожнова (1912, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8);
  • Дом в имении князя А. Г. Гагарина «Холомки» (1912—1913, 17 км к юго-западу от Порхова, Псковская область);
  • Интерьеры особняка Я. В. Ратькова-Рожнова (1912—1913, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 86);
  • Интерьеры дома Л. В. Голубева (1912—1913, Санкт-Петербург, Большой проспект Васильевского острова, 8);
  • Внутренняя отделка Пушкинского лицея при музее (1912—1914, Пушкин);
  • Внутрення отделка дома графини Орловой (1912—1914, Санкт-Петербург);
  • Внутренняя отделка дома Р. А. Голенищева-Кутузова (1912—1914, Санут-Петербург);
  • Усадьба княгини М. Г. Щербатовой (1912—1914, Немиров, Украина);
  • Доходный дом Л. К. Соловьёвой (1912—1914, Великий Новгород);
  • Проект Крестьянского поземельного банка (1912—1914, Симферополь);
  • Проект церкви и надгробной часовни для Клейнмихеля (1912—1914);
  • Реконструкция доходного дома (1912—1914, Санкт-Петербург, Остров Декабристов);
  • Проект дома в усадьбе Н. В. Спиридонова (Лейстиля, Финляндия);
  • Проект застройки Тучкова буяна (1913, Санкт-Петербург, Петроградский остров);
  • Интерьеры особняка Д. Б. Нейдгарта (1913, Санкт-Петербург, Захарьевская улица, 31);
  • Интерьеры дома графа И. И. Воронцова-Дашкова (1913—1914, Санкт-Петербург, Моховая улица, 10);
  • Особняк князя С. С. Абамелек-Лазарева (1913—1914, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 23);
  • Фонарики-обелиски на мосту Ломоносова (1913—1915, Санкт-Петербург);
  • Портал парадного входа (1914, Санкт-Петербург, Большая Морская улица, 16);
  • Проект церкви (1914, Борисов);
  • Конкурсный проект здания приюта для вдов памяти Оболенских (1914, Санкт-Петербург, Сосновка);
  • Конкурсный проект здания Государственного банка для отделения вкладов хранения и отдела зернохранилищ (1914, Санкт-Петербург);
  • Проект виллы Мциховского (1915, Ласпи, Крым);
  • Конкурсный проект здания Общества взаимного кредита печатного дела, 2-я премия (1915, Санкт-Петербург);
  • Конкурсный проект здания Сельскохозяйственного музея, 1-я премия (1915, Санкт-Петербург);
  • Проект виллы Ф. И. Шаляпина (1915, Крым);
  • Вилла «Араминда» (1915, Алупка, Крым);
  • Проект церкви-мавзолея (1915, Борисов);
  • Внутрення отделка дома Животовского (1916, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект);
  • Проект курорта (1916, Ласпи, Крым);
  • Проект гостиницы на Крестовой горе (1916, Кисловодск);
  • Конкурсный проект доходного дома Акционерного общества «Техногор» (1916, Санкт-Петербург);
  • Проект планировки Сергеево-Каменки (1916, Санкт-Петербург);

Память

  • В Санкт-Петербурге именем архитектора названы улица и сад; В 1963 году на стене дома, где он жил и работал (Кадетская линия, 29), установлена мемориальная доска из мрамора (архитектор В. С. Васильковский).
  • В Орле, на родине И. Фомина, его именем названы улица и сквер.