Александр Веснин

Русский и советский архитектор, театральный художник и преподаватель

Александр Александрович Веснин
pinterest button

Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956), профессор. Один из братьев Весниных,

Биография

Младший сын в семье Александра Александровича Веснина и Елизаветы Алексеевны (урождённой Ермолаевой).

Отец Весниных родом из Старой Ладоги, мать — из уездного города Макарьев. Они познакомились и поженились в Нижнем Новгороде. В приданное невеста получила небольшую усадьбу в Юрьевце-Поволжском, жених — винокуренно-дрожжевой завод от старшей сестры в подарок. Александр Александрович много читал, тратил много денег на подписку журналов и газет, писал стихи. Елизавета Алексеевна была прекрасной пианисткой, знала языки, любила читать.

Благодаря родителям чтение и музыка стали семейной традицией в доме Весниных. В семье почиталась работа, трудолюбие, честь, верность долгу, любовь друг к другу.

Обилие белокаменных храмов в Юрьевце, поездки с родителями в Нижний Новгород, который с детства был для них музеем архитектуры под открытым небом, и прекрасное природное окружение будили в детских душах любовь к рисованию.

Учился в Московской практической академии коммерческих наук.

1901—1912 — учился в Институте гражданских инженеров в Петербурге.

В 1904 году Александр и Виктор Веснины, когда они были уже на IV курсе, прерывают на ряд лет учебу в институте, работают помощниками у архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях (К. Ф. Юона, И. О. Дудина, В. Е. Татлина и др.)

Творчество

Работы в театре с 1919 по 1925 годы

Оформлял спектакли:

Московский Камерный театр — «Федра» (постановка А. Я. Таирова, 1922); «Человек, который был Четвергом» по Г. К. Честертону в инсценировке С. Д. Кржижановского (1923) и «Благовещенье» П. Клоделя (1920).

Абстрактная композиция (1915)
pinterest button Абстрактная композиция (1915) фото:M.T. Abraham Center, CC BY 3.0

Малый театр — (Ревизор (постановка И. С. Платона, премьера состоялась 24 сентября 1919). «Женитьба Фигаро» (постановка И. С. Платона, премьера состоялась 18 апреля 1920), «Пути к славе» (Эжен Скриб, Пер. И. С. Платона. Постановка Н. О. Волконского, премьера состоялась 14 января 1922 года)

Московский театр для детей — 1921 год — первым спектаклем нового театра стала «Жемчужина Адальмины» Ивана Новикова по сказке З. Топелиуса, художником которой стал Веснин, его же были и костюмы. Он стал и автором первой эмблемы театра.

Преподавательская деятельность

В 1920-е преподавал во ВХУТЕМАСе.

Александр Веснин и Любовь Попова совместно вели мастерскую на младших курсах живописного факультета ВХУТЕМАСа, на базе которой и формировалась пропедевтическая дисциплина Цвет. Они оба были членами Рабочей группы обжективистов ИНХУКа, в которой главное внимание на теоретических дискуссиях обращалось на проработку таких вопросов, как определение и анализ цвета, конкретизация цвета, анализ элементов цвета, вещественность, пространственность.

Л. Попова и А. Веснин в 1920 году вместе делали макет для театрализованного парада войск, посвященного конгрессу III Интернационала в Москве. Этот парад должен был режиссировать Мейерхольд. Частью макета, о котором можно судить по сохранившемуся рисунку, был город будущего, составленный из геометрических фигур — пирамид и колес, напоминающих детали машин — конструкция из декорации к спектаклю «Человек, который был Четвергом».

Вместе с М. Я. Гинзбургом являлся ответственным редактором журнала «Современная архитектура» (1926—1930), редактором журнала «Советский художник».

Умер 7 ноября 1959 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с братьями. Памятник на могиле Весниных выполнен по проекту А. А. Веснина.

Годы жизни: 16 [28] мая 1883, Юрьевец — 7 ноября 1959, Москва

Полезная информация

Александр Александрович Веснин

Основные сведения

Дата рождения

16 (28) мая 1883

Место рождения

Юрьевец, Костромская губерния, Российская империя (ныне Ивановская область)

Дата смерти

7 ноября 1959 (76 лет)

Место смерти

Москва, РСФСР, СССР

Работы и достижения
Учёба:

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Архитектурные работы

Студентом разработал проект поселка-сада Никольское под Москвой (1908).

С 1923 года вместе с братьями стал одним из лидеров советской архитектуры конструктивизма.

С 1933 года Александр Александрович и Виктор Александрович возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета (переданную вскоре в систему Наркомтяжпрома, а затем в Наркомат нефтяной промышленности).

Участвовал в осуществлении:

  • фасада Главного почтамта на Мясницкой улице (1911, проект Л. И. Новикова и О. Р. Мунца),
  • в перестройке Банка и Торгового дома на улице Кузнецкий Мост (1913, проект В. И. Ерамишанцева),
  • Доходного дома на Кузнецком Мосту в 1914—1916 годах.
  • вместе с В. А. Весниным участвовал в строительстве доходного дома на Мясницкой улице, 15 (1912, проект Б. М. Великовского и А. Н. Милюкова),
  • в перестройке особняка на Большой Мещанской улице, 20 (1913, проект П. П. Висневского)
  • в строительстве особняка в М. Знаменском переулке, 11 (1913, проект А. Г. Измирова)
  • скаковых конюшен на Скаковой улице, 3 (1914, проект А. Г. Измирова)
  • Универмаг на Красной Пресне в Москве (1927).
  • доходного дома Петербургского Страхового общества на улице Сретенка, 26 (1915, проект А. Г. Измирова).
  • здание «Ленинградской правды» (1924),
  • дом общества «АРКОС» (1924)
  • комплекс Днепрогэса (1927—1932). Хотя формально автором проекта считался Виктор Веснин, но деятельное участие в его разработке принимали Леонид и Александр. Они считали Днепрогэс одной из лучших своих работ.
  • Дом общества политкаторжан (1931—34) (ныне Театр киноактёра)
  • Дворец культуры ЗИЛа (1930—1934)
  • рабочие клубы в Баку