Постимпрессионизм

Художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской живописи

Жорж Сёра, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884), Институт искусств, Чикаго
pinterest button

Термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.

Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать ее основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.

Поль Сезанн, «Натюрморт», (1893-1895), Национальная галерея искусств, Вашингтон
pinterest button Поль Сезанн, «Натюрморт» (1893—1895) Поль Сезанн (1839–1906), GNU 1.2

К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн.

Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи.

Столетие независимости, 1892. Анри Руссо
pinterest button «Столетие независимости». Анри Руссо, 1892 Henri Rousseau (1844–1910), Public Domain

Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.

Характеристика

Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, говоря о впечатлении от устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда, в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов — неоимпрессионистов. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причем постимпрессионизм одновременно и принимал, и отвергал некоторые принципы своего предшественника.

«Игроки в карты», Поль Сезанн, 1890-1892
pinterest button «Игроки в карты», Поль Сезанн, 1890—1892 Поль Сезанн (1839–1906), CC BY-SA 3.0

Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе.

Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причем — и материальные, и духовные.

Клоунесса Ча-У-ка-О в Мулен Руж, Анри де Тулуз-Лотрек, 1895
pinterest button Клоунесса Ча-У-ка-О в Мулен Руж, Анри де Тулуз-Лотрек, 1895 Henri de Toulouse-Lautrec (1864–1901), Public Domain

Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определенного духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.

Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений, из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др.), принципы Cезанна, и проч. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.

Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком ее изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объема, структуры, весомости; в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной формы, на ее обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты.

Полезная информация

Постимпрессиони́зм
фр. postimpressionisme
от лат. post — «после» и «импрессионизм»

Направления и художники

  • Гении-одиночки:
    • Ван Гог
    • Тулуз-Лотрек
    • Сезанн
    • Анри Руссо
  • Неоимпрессионизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк, Максимильен Люс, Анри Кросс и др.)
  • Интимизм
  • Пуантилизм
  • Клуазонизм
  • Синтетизм
  • «Наби» (Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Морис Дени, Феликс Валлотон и др.)
  • Понт-авенская школа, объединившаяся вокруг Гогена (Эмиль Бернар, Поль Серюзье, Ян Веркаде и др.)
  • Модерн