Спас из Гавшинки

Памятник иконописи «позднекомниновского маньеризма»

С точки зрения Э. С Смирновой, сходство «Спаса» с памятниками XI века объясняется переработкой северорусскими иконописцами в простонародном духе рафинированно-манерной византийской живописи комниновского периода
pinterest button

«Спас Вседержитель», наиболее древний экспонат , открывает экспозицию музея им. Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре.

Поступил в собрание в 1976 году от В. Я. Ситникова.

Отличительные черты образа — подчёркнутая мускулистость рук и торса Спасителя, который трактован как мужественный «творец Вселенной, наделённый огромной творческой мощью». Размеры иконы 123×83 см.

С точки зрения Э. С Смирновой, сходство «Спаса» с памятниками XI века объясняется переработкой северорусскими иконописцами в простонародном духе рафинированно-манерной византийской живописи комниновского периода
pinterest button С точки зрения Э. С Смирновой, сходство «Спаса» с памятниками XI века объясняется переработкой северорусскими иконописцами в простонародном духе рафинированно-манерной византийской живописи комниновского периода   неизвестен, Public Domain

Датировка

Датировка и место создания иконы вызывают споры. Отсутствие стилистических соответствий в древнерусском искусстве («внутренний напор формы, энергия взгляда») позволяет предположить происхождение из Византии XI—XII веков.

Профессор Энгелина Смирнова датирует образ серединой XIII века и соотносит его с коринским «Знамением» как пример «утрированной тяжеловесности» и «усиленной выразительности художественных форм», свойственных русскому искусству в первые после монгольского нашествия годы.

Икона происходит из построенной в 1773 году Спасской церкви в селе Гавшинка на берегу реки Соньга (Сонгоба) за Волгой под Ярославлем. В новейшее время село принадлежало Толгскому монастырю, однако до Смутного времени это была вотчина бояр Долгово-Сабуровых, выводивших своё происхождение от ордынского мурзы, который в XIII веке принял крещение в Ярославле и якобы состоял на службе у Александра Невского.

Сохранность памятника вполне удовлетворительная, повреждён только нимб и имеются следы позднейшей записи на одежде. Предполагается, что в иконостасе Спасской церкви с образом Спасителя (вероятно, храмовым) соседствовал список с иконы Толгской Богоматери (XVIII век), который сейчас можно видеть в надвратной церкви монастыря на Толге.

Полезная информация

Спас Вседержитель