Мироваренная палата

В настоящий момент в ней располагается экспозиция Музеев Московского Кремля

Печь
pinterest button

Мироваренная палата Патриаршего дворца Московского Кремля — один из двух главных залов здания, построенного в 1635–56 годах. В настоящий момент в ней располагается экспозиция Музеев Московского Кремля.

Центральным объектом помещения является гигантская печь для мироварения, с 1763 по 1917 год — единственное место проведения этого обряда в России.

Интерьер
pinterest button Интерьер Shakko, GNU 1.2

Также в этой палате проходили заседания Церковных, или Освященных соборов, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей от имени патриарха. С упразднением Патриаршества в 1721 году здесь располагалась Московская контора Священного Синода.

Описание

Площадь зала составляет 280 кв. м. Он перекрыт единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени.

Портрет патриарха Никона с клиром.
pinterest button Портрет патриарха Никона с клиром. Д. Вухтерс (;1660-65 гг.), Public Domain

Патриарх Никон устроил эту палату по образцу Грановитой палаты царя Алексея Михайловича (где проходили заседания Земских соборов), однако, в отличие от нее, здесь нет центральной опоры.

Как пишет исследователь древнерусского искусства, описывая архитектуру периода Никона, это было знаковым нововведением:

У восточной стены был поставлен иконостас, около которой был поставлен большой крест (отсюда название «Крестовая») — именно так традиционно устраивали крестовые палаты в русских монастырях. Пол был покрыт цветными изразцами, в окна была вставлена тонкая слюда (т. н. «русское стекло»). Оконные решетки украшали цветки, изготовленные из ярких атласных тканей.

Архиепископ Павел Алеппский, сопровождая своего отца, антиохийского патриарха Макария III, оставил восторженное описание интерьера:

Как отмечают искусствоведы, «в процитированном отрывке следует отметить упоминание о слюдяных оконницах и об изразцах. И то и другое использовалось для усиления цветовой насыщенности интерьера.

Расписные слюдяные оконницы, устроенные так, „чтоб из хором всквозе было видно, а с надворья в хоромы чтоб не видно было“, пропускали внутрь окрашенный свет, то есть являлись своеобразной разновидностью витража. Но, в отличие от западноевропейских средневековых витражей, на Руси они применялись преимущественно в светских постройках, расписывались орнаментом „с травы и со птицы“ и привносили в интерьер ощущение интимности и уюта».

Печь
pinterest button Печь Shakko, CC BY-SA 3.0

Павел Алеппский также описывает празднование Никоном новоселья в этой палате:

Известно, что в Крестовую палату в день своего тезоименитства приходил царь Алексей Михайлович с именинным пирогом и угощал Никона. Кроме того, здесь же в 1666/7 году патриарх впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов (который продлится 4 года и завершится его извержением из сана в Чудовом монастыре). Когда Никон прибыл на суд и увидел, что его патриаршее место занято, он отказался садиться на другое и провел несколько часов стоя.

Варочная поверхность печи с крышками встроенных котлов
pinterest button Варочная поверхность печи с крышками встроенных котлов   Shakko, CC BY-SA 3.0

После отмены патриаршества и учреждения в 1721 году Святейшего Синода архитектор Иван Зарудный перестроил Крестовую палату для нужд учреждений Синода. В конце XVIII века она перестраивалась еще раз Матвеем Казаковым, став приспособленной для варения мира.

Это необходимо было сделать, потому что 1760-х годах обрушилась церковь Трёх святителей, на паперти которой издревле совершался чин мироварения. С 1763 до 1917 года церемония совершалась в Крестовой палате, которая была переименована в Мироварную. (В настоящее время он проводится в Донском монастыре — в Малом соборе; в синодальный период для Украины и западных епархий миро варили в Киево-Печерской лавре).

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1950-х годах советские реставраторы, стараясь воссоздать атмосферу интерьеров XVII века, расписали своды палаты растительным орнаментом.

Полезная информация

Мироваренная палата Патриаршего дворца Московского Кремля (Мироварная, Крестовая

Чин мироварения

По постановлению церковного собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве (1 раз за 2—3 года) на Страстной неделе Великого поста. Священное миро употреблялось при крещении, освящении новых храмов, венчании на царство и коронации.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту начиналась церемония освящения составных частей мира. А завершалось мироварение на Страстной неделе. Его варили с Великого понедельника до Великой среды в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли различные ингредиенты с ароматами и разливали в 12 серебряных сосудов-кунганов (по числу 12 апостолов). Освящение святого мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время него из небольшого сосуда — алавастра — несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра восполнялось вновь сваренным миром, что символизировало непрерывность таинств в православной Церкви. Освященое миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда его распределяли через архиереев по всем православным храмам страны.

Оборудование

  • Печь для приготовления церковного масла — мира, была установлена в палате в 1763 году. Она поставлена у правой стены. «Мироваренная печь сделана в виде креста, облицована натуральным и искусственным мрамором. Внутри — три котла для приготовления мира. В XIX веке над печью была установлена деревянная резная золоченая сень на восьми колонках. В кокошниках сени помещены образы Троицы Новозаветной, имеющей название „Отечество“, и 12 апостолов». Печь имеет вытяжку. Общий вес серебряных котлов, поставленных внутрь печи под крышки — около 320 килограмм; они являются пожертвованием Екатерины Великой.
  • Сосуды. Поскольку миропомазание — главное священнодействие при поставлении монарха на престол (Помазание на царство), российские императоры иногда присутствовали при самом чине мироварения. Так, Павел I присутствовал в Великий четверг 1797 года накануне своей коронации, назначенной на Пасху. В память этого события для хранения освященного мира в алтаре храма Двенадцати Апостолов (примыкающего к дворцу), по его повелению было выполнено 16 серебряных сосудов. Позднее, в 1900 году — еще 18 подобных им было добавлено в память об аналогичном присутствии Николая II.
  • Кадь. «После окончания чина мироварения, готовое миро помещалось для охлаждения в серебряную кадь, подаренную в 1767 году императрицей Екатериной II. Крышку кади венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида».
  • Алавастр