Московские Триумфальные ворота

Московские Триумфальные ворота впервые сооружены в 1829–1834 гг. по проекту архитектора О. И. Бове на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года

Московские Триумфальные ворота
pinterest button

Разобраны в 1936 году. Копия ворот сооружена в 1966—1968 годах по проекту В. Я. Либсона на Кутузовском проспекте, ныне — площади Победы в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро — «Парк Победы».

Триумфальные ворота отнесены к категории объектов культурного наследия регионального значения.

Square of Tverskaja Zastava and Triumphal Gate in Moscow, 1920s
pinterest button Square of Tverskaja Zastava and Triumphal Gate in Moscow, 1920s unknown, Public Domain

Деревянная арка (1814)

13 мая 1814 года главнокомандующий в Петербурге на время отсутствия императора и управляющий Министерством полиции Вязмитинов разослал по всем губерниям постановление о торжественной встрече войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Также в мае 1814 года император Александр I написал московскому главнокомандующему графу Ростопчину письмо, в котором сообщил о заключённом мире.

В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот. Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы императора встречала вся администрация Москвы вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск. Так в Петербурге дворянство начало строительство триумфальных ворот у Нарвы и у въезда в Петербург. Завершали эту идею триумфальные арки в Новочеркасске.

7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных манифестаций, прислал генералу Вязмитинову рескрипт, запрещающий устройства всяких торжественных встреч и приёмов. Сенат вынужден был разослать повсюду новое постановление — об отмене начатых приготовлений, приложив копию царского распоряжения. Но триумфальные Нарвские ворота были почти готовы, и их декорировку довели до конца к концу июля.

Tverskaya Zastava dressed up for the coronation of Nicholas II, 1896
pinterest button Москва, 1896. Тверская застава, разукрашенная для коронации последнего царя unknown, Public Domain

Триумфальная арка Осипа Бове

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа Триумфальные ворота, 1883 год

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор Василий Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Джакомо Кваренги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета. К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».

Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:

С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.

Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.

В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай. Его линия протянулась от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка. Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Триумфальные ворота обновили и почистили; в день юбилея делегация города возложила к подножию памятника венок. Следующая реставрация ворот была проведена под руководством архитектора Н. Д. Виноградова в середине 1920-х годов.

Демонтаж (1936)

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади.

В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот и часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря.

После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано это не было. Чугунные колонны ворот несколько лет лежали на Миусской площади; во время Великой Отечественной войны все они, кроме одной, были переплавлены.

Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте

В 1966—1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».

При сооружении ворот были использованы обмерные чертежи и зарисовки ворот 1936 года, а также авторская модель сооружения, хранившаяся в Музее архитектуры. Однако копия ворот отличается от оригинального сооружения. Так, в конструкциях стен, сводов и цоколя новых ворот вместо кирпича использовали железобетон, облицовку белым камнем заменили на крымский известняк сероватого оттенка и гранит, кордегарии и решётки не восстановили. Сохранявшиеся на территории бывшего Донского монастыря подлинные детали, статуи и чугунные рельефы использованы не были — более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. По деталям единственной уцелевшей чугунной колонны на заводе «Станколит» отлили 12 новых.

Тексты на памятных досках при восстановлении ворот также изменили: со стороны Можайского шоссе поместили часть надписи с закладной доски 1829 года, а со стороны города — строки из приказа М. И. Кутузова от 21 декабря 1812 года, обращенного к русским воинам:

Торжественное открытие ворот состоялось 6 ноября 1968 года.

Реставрация (2012)

В феврале 2012 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на Триумфальной арке начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. До начала работ мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.

Ремонтно-реставрационные работы выполняло ГКУ «Мосреставрация». В результате была заменена большая часть пришедшей в негодность облицовки, проведена расчистка каменных стен и скульптурных групп, а также выполнены реставрационные работы по металлическим скульптурным элементам, не подлежавшим демонтажу. В ходе работ пришлось снимать венчающую врата колесницу и скульптуру богини Ники. 31 мая 2012 года статуя была установлена на прежнее место. Общая стоимость работ составила 231,5 миллиона рублей.

Открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года. На церемонии открытия присутствовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о планах соорудить на воротах смотровую площадку.

Полезная информация

Моско́вские Триумфа́льные воро́та
Триумфальная арка

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7

Адрес и контакты

Кутузовский проспект

Автор проектаархитектор О. И. Бове,
скульпторы И. П. Витали, И. Т. Тимофеев; восстановлены по проекту В. Я. Либсона
Строительство1829—1834 годы
Основные даты:
1936 — Демонтаж ворот
на площади Белорусского вокзала
1966—1968 — Восстановление на Кутузовском проспекте
Статус Объект культурного наследия РФ № 7702324000

Не путать

Не следует путать Триумфальные ворота с триумфальными арками, воздвигаемыми в Москве с 1721 года по случаю различных знаменательных событий на Триумфальной площади, которая после сооружения Триумфальных ворот на площади Тверской заставы стала называться площадью Старых Триумфальных Ворот.

В литературе

Владимир Гиляровский писал в книге «Москва и москвичи» о Триумфальных воротах:

«Говорили, что по всей Москве и есть только два трезвых кучера — один здесь, другой — на фронтоне Большого театра. Только это был не «кучер», а «баба с калачом», по местному определению».