Здание Госторга

Здание Госторга — административное здание на Мясницкой улице в Москве, один из ранних образцов конструктивизма

Общий вид главного фасада.
pinterest button

Построено в 1925–1927 годах для размещения Госторга РСФСР по проекту авторского коллектива архитекторов под руководством Б. М. Великовского. Здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

История

В период НЭПа в Москве ощущался острый дефицит административных помещений, способных вместить разросшийся аппарат трестов, синдикатов и государственных учреждений.

Новые организации и учреждения размещались в приспособленных дореволюционных зданиях — бывших конторах, пассажах, доходных домах, размер, планировка и сам художественный образ которых не отвечали потребностям осуществляемых в них новых функций.

Старинная фотография здания Госторга РСФСР в Москве, 1930-е
pinterest button Старинная фотография здания Госторга РСФСР в Москве, 1930-е неизвестен, Public Domain

Государственная экспортно-импортная контора (Госторг) РСФСР, структура которого в 1925 году состояла из Центрального аппарата и 12-ти контор, а численность сотрудников достигала нескольких тысяч человек, размещалась в Москве в нескольких отдельных зданиях (в основном в бывших жилых домах), причём две конторы из-за недостатка помещений были вынуждены переехать в Ленинград. Такое положение влекло неудобства во взаимоотношениях между подразделениями и приводило к увеличению управленческих затрат.

Общий вид главного фасада.
pinterest button Общий вид главного фасада. NVO, CC BY-SA 3.0

Летом 1925 года Госторг решил приступить к строительству собственного здания. По результатам проведённого в том же году конкурса на проектирование здания предпочтение отдали проекту Б. М. Великовского, выполненному при участии архитекторов А. Я. Лангмана, М. О. Барща, Г. Г. Вегмана, В. Н. Владимирова и М. В. Гакен.

Основной автор проекта — Борис Великовский (в публикациях 1920-х годов фигурирует как единственный автор) — видный архитектор, построивший в дореволюционное время в районе Мясницкой и Старой Басманной улиц ряд крупных доходных домов; в его мастерской проходили обучение такие в будущем видные деятели советского авангарда, как Эль Лисицкий, Виктор и Александр Веснины.

Выбранный для строительства здания пустырь появился в плотной застройке Первомайской (бывшей Мясницкой) улицы ещё до октябрьской революции: Товарищество «Эмиль Липгарт и К°», владевшее обширным участком, простиравшимся вдоль Мясницкой до Садовой-Спасской улицы, задумало выстроить здесь двенадцать доходных домов высотой от семи до девяти этажей, проекты которых разработали архитекторы А. В. Иванов и И. В. Рыльский.

В 1914 году начали постепенно расчищать участки от старых построек; последним планировали снести построенный в 1790–1793 годах дом А. И. Лобанова-Ростовского (ныне № 43 по Мясницкой улице). Планам товарищества помешал кризис, разразившийся с началом Первой мировой войны — из задуманного успели построить доходный дом на Садовой-Спасской (№ 18) и снести ряд старых домов по Мясницкой улице.

Выбор этого участка был обусловлен сосредоточением в округе большого количества торговых предприятий, с которыми взаимодействовал Госторг, и близостью к Каланчёвской площади, с расположенными на ней сразу тремя московскими вокзалами. Возможно, на выбор участка повлиял и сам Великовский, в том же 1925 году выдвинувший идею пробивки в центре Москвы Ново-Мясницкой улицы — спрямлённого дублёра Первомайской улицы от Лубянской площади до Каланчёвской, который бы начинался на Малой Лубянке, затем шёл сквозь кварталы между Милютинским переулком и Первомайской улицей, далее — по линии русла заключённого в 1910 году в трубу ручья Ольховца. Ново-Мясницкая улица, согласно задумке Великовского, должна была подойти к Госторгу с задней стороны.

Идея новой магистрали нашла отражение в разработанной С. С. Шестаковым схеме планировки города «Большая Москва», основные положения которого президиум Моссовета утвердил в апреле 1926 года. С этого времени ряд вновь возводимых зданий ориентировали на линию новой улицы. Позднее планы прокладки новой магистрали перешли в утверждённый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы, согласно которому трасса проектируемой улицы, получившей название Новокировской (позднее — Новокировского проспекта), выходила на Садовое кольцо в районе Орликова переулка. Частично предложение Великовского было реализовано лишь в 1970-х — 1980-х годах, когда по проекту архитектора П. П. Штеллера пробили Новокировский проспект (ныне — проспект Академика Сахарова).

Согласно первоначальному заданию Госторга архитекторы разработали проект размещения на участке 6-этажного здания. Позднее заказчик изменил требования и проект доработали, увеличив центральную часть дома до 14-ти этажей. По бокам от башни запроектировали два лифта, которые должны были двигаться в стеклянных шахтах. Начатое поздней осенью 1925 года строительство, за ходом которого следил лично Великовский, планировали закончить в рекордный срок — зимой 1926 года. Однако осуществить намеченное не удалось, на что, по словам Великовского, повлияло отсутствие на рынке необходимых строительных материалов. В 1926 году авторам вновь пришлось перерабатывать проект в связи с введённым запретом строить в пределах Садового кольца здания выше шести этажей: от возведения 14-этажного центрального корпуса отказались, что снизило градостроительную роль здания и придало его облику некоторую приземистость. Такая же участь постигла ещё ряд возводимых в то время авангардистских зданий.

В ноябре 1926 года в здание въехали первые сотрудники Госторга. Однако строительство и внутренняя отделка продолжалась и после этого — окончательно здание было готово в 1927 году. В 1929 году Госторг раздробили на несколько самостоятельных организаций. В здании разместились Народный комиссариат снабжения (Наркомснаб) РСФСР, многочисленные импортно-экспортные организации — Всесоюзный пушной синдикат (позднее — Союзпушнина), Новоэкспорт, Плодэкспорт, Толчприборимпорт, Технопромимпорт, Стройимпорт, Союззаготэкспорт, Древмашимпорт, а также ряд объединений пищевой промышленности и народного питания — Союзнарпит, Союзконсервмолоко, Союзптицепродукт, Союзплодоовощь и другие. Со второй половины 1930-х годов в здании размещались государственные учреждения, занимавшиеся регулированием торговли — Наркоматы внутренней торговли (Наркомвнуторги) СССР и РСФСР, Министерство торговли РСФСР, затем России. В настоящее время в доме размещаются Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, ряд заведений общественного питания.

Архитектура

Объёмно-пространственная композиция, стилевые и конструктивные особенности

Современные искусствоведы и историки архитектуры относят здание Госторга к числу ранних образцов конструктивизма. Однако сами идеологи конструктивизма в 1920-х годах называли дом Госторга в числе зданий, которые являются «лишь хорошим образцом того „конструктивного стиля“, который начинает приобретать у нас широкие права гражданства и который, к несчастью, затемняет у громадного большинства действительное представление о той конструктивной архитектуре, за достижения которой борются конструктивисты».

Конструктивизм представлялся им прежде всего методом архитектурного мышления, а не стилем — набором характерных черт и формальных приёмов: построенное здание Госторга, по мнению конструктивистов, под это определение не подходило.

Вид здания в сторону Садового кольца
pinterest button Вид здания в сторону Садового кольца NVO, GNU 1.2

Постройка состоит из шести симметрично расположенных и объединенных вместе разноэтажных корпусов.

На Мясницкую улицу здание выходит тремя корпусами, при этом боковые шестиэтажные корпуса поставлены по красной линии улицы, а центральный — главный корпус — повышен до семи этажей и заглублен внутрь квартала.

Фасады здания лишены традиционной декоративной отделки — его украшением служит сам каркас, являющийся конструктивной основой здания.

Вместе с тем конструктивная система постройки выявлена в её наружном облике не до конца правдиво — заглубленный центральный ризалит акцентирован четырьмя вертикальными пилонами, применение которых конструктивно не обусловлено: несущие консольные опоры позволяли использовать горизонтальное решение фасада, такое же, как на боковых корпусах.

Здание Госторга. вид из Уланского переулка, сзади
pinterest button Здание Госторга. вид из Уланского переулка, сзади NVO, CC BY-SA 3.0

Редакция журнала «Современная архитектура», которую возглавляли архитекторы-конструктивисты Александр Веснин и Моисей Гинзбург, подвергла эти конструктивно-ложные вертикальные элементы критике, отметив, что они по сути выполняют ту же декоративную функцию, что играют пилястры в традиционной архитектуре — по мнению редакции, это нарушило «последовательность и ясность рационального оформления, требующего горизонтального решения, вытекающего из применённой здесь консольной конструкции».

Градостроительное расположение здания критиковал Игорь Грабарь, который писал в 1928 году:

Исследователь архитектуры Н. Н. Бронновицкая отмечает сходство первоначального варианта проекта здания Госторга с Дворцом Труда — нереализованным проектом братьев Весниных, выполненным в 1922–1923 годах.

Проект братьев Весниных
pinterest button Проект братьев Весниных Братья Веснины, Fair use

Первоначально каркас здания планировали собрать из металлических элементов, изготовленных промышленным способом. Однако, в связи с загрузкой производителей металла и высокой стоимостью работ, от этой идеи отказались и применили сборную железобетонную несущую конструкцию, состоящую из колонн с выпущенными консолями и опирающихся на них балок.

Плоская железобетонная крыша здания покрыта несколькими слоями тепло- и гидроизоляционных материалов (гидронированная пробка, свинец, шлакобетон), поверх которых уложена асфальто-бетонная плитка. Водосточные трубы выполнены из чугуна, их воронки спаяны со свинцовым покрытием крыши и обогреваются змеевиками парового отопления. Сами трубы выведены внутрь каркаса и заложены в ограждающих кирпичных стенах.

Широкое ленточное остекление фасадов раскрывает помещения наружу; во время постройки такой приём остекления воспринимался как остросовременный. Левый угол здания акцентирован небольшим выносом объёма второго этажа и устроенным над ним узким балконом, на который выходят двери третьего этажа.

Как и в ряде других построек советского авангарда, в архитектурной композиции и внутреннем оформлении здания Госторга видны элементы «корабельной архитектуры» — лёгкие ограды-поручни и венчающие силуэт здания две башни-«рубки» с лестницами-трапами. В одной «рубке» изначально размещался двигатель, приводящий в движение подъёмники, в другой — воздухонагнетатели, подающие по трубам свежий воздух во все помещения.

Планировка и инженерное оснащение

Планировка здания изначально была рассчитана на размещение большого количества сотрудников Госторга и включала помещения для выполняемых организацией торговых функций.

В подвале дома запроектировано помещение для выставки тяжёлой техники и сельскохозяйственного оборудования, гардероб на 2600 человек, помещения для архива, складских и хозяйственных целей; здесь же размещались насосные и вентиляционные камеры, а также котельная на жидком топливе, бункеры для хранения которого были устроены во внутреннем дворе.

Здание Госторга на Мясницкой улие в Москве. План 2-го этажа
pinterest button Здание Госторга на Мясницкой улие в Москве. План 2-го этажа Moreorless, CC BY-SA 4.0

Из подвального этажа сотрудники и посетители могли подняться на первый этаж по шести лестницам или воспользовавшись четырьмя подъёмниками непрерывного действия (т. н. «патерностерами»): шестнадцать открытых кабин, каждая из которых вмещала двух человек, безостановочно циркулировали между этажами; одна часть кабин двигалась вверх, другая — вниз.

Дом Госторга стал первым в СССР зданием, оснащённым подобным устройством. В конце 1920-х — начале 1930-х годов патерностеры установили в ряде других зданий, в том числе в расположенных поблизости зданиях Центросоюза (1928–1936, архитектор Ле Корбюзье, при участии П. Жаннере и Н. Я. Колли) и Наркомзема (1928—1933, архитектор А. В. Щусев, при участии И. А. Француза и Г. К. Яковлева). Кроме пассажирских подъёмников подвал со двором и торговыми помещениями первого этажа связывали три грузовых лифта: два грузоподъёмностью в 1 тонну и один в 3 тонны.

На высоком цокольном этаже здания разместили вестибюль, конторские помещения и два огромных торговых зала с антресолями общей площадью 2000 м2, приспособленных для демонстрации машин и механизмов. На верхние этажи, занятые в основном рабочими кабинетами, вели четыре лестничных марша, переброшенных с уровня на уровень наподобие пароходных трапов, и два дополнительных пассажирских подъёмника. Во втором этаже был устроен операционный зал с прозрачными стенами, где трудились бухгалтеры и счетоводы. Госторг стал первым в стране учреждением, где ввели новую систему учёта: приходно-расходные операции заносились на специальные картонные карточки, которые сначала перфорировали при помощи цифрового кода, а затем обрабатывали на «счётной машине Пауэрса». Четвёртый этаж занимали клуб, спортзал и библиотека. На шестом разместили актовый зал на 1 тыс. мест и ведомственную столовую с кухней, которая была оснащена паровыми котлами, механическими хлеборезками, электрическими мясорубками и другими техническими новинками. Плоская крыша здания в хорошую погоду использовалась для занятий производственной гимнастикой.

Переделки и утраты

Здание Госторга не подвергалось значительным реконструкциям, но со временем утратило ряд оригинальных деталей, что нарушило цельность его архитектурного образа. На изменение внешнего облика дома более всего повлияли переделка центрального входа, к которому пристроили дополнительный уличный тамбур, и замена металлических оконных рам на пластиковые стеклопакеты с другим рисунком переплёта.

Внутренние перемены здания более существенны: вместо патерностеров установлены пассажирские лифты традиционной конструкции, переделаны ограждения лестниц, перегородки в кабинетах, заменены осветительные приборы, в вестибюле и ряде других общественных помещений вместо оригинальных мозаичных полов уложено чужеродное авангардистской архитектуре 1920-х годов мраморное покрытие с крупным рисунком.

Полезная информация

Здание Госторга

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, Мясницкая улица, 47

Статус

Объект культурного наследия города Москвы № 2950382