Центральный дом архитектора

Архитектурный ансамбль Центрального Дома архитектора состоит из трех комплексов различных архитектурных стилей и разных периодов времени

ЦДА. Вид с юга от Малой Никитской.
pinterest button

Тем самым в здании прослеживаются архитектурные тенденции конца XIX–начала XX века.

История

Сам особняк конца XIX века построен в псевдоготическом стиле по проекту архитектора А. Э. Эрихсона в 1896 году для Анны Луизы Леман.

Принадлежал сначала А. Л. Леман, затем П. А. Базилевскому, после революции в нём помещалось французское посольство.

В 1937 году особняк был передан Союзу архитекторов СССР. 

Центральная часть комплекса ЦДА пристроена в период с 1938 по 1941 годы к зданию особняка XIX века. В пристроенном корпусе был создан зрительный зал на 450 мест и ресторан на 180 мест.

Авторы — архитекторы А. К. Буров, А. В. Власов, М. И. Мержанов, художник В. А. Фаворский. 15 февраля 1941 года состоялось официальное открытие Центрального Дома архитектора.

В 1980-е годы комплекс был реконструирован. Планировочные основы реконструкционных работ были разработаны в 1970-х гг. в мастерской Б. С. Виленского. Сам проект реконструкции принадлежал архитекторам Б. И. Тхору, Р. И. Семерджиеву, И. Щепетильниковой, конструктору М. Ляховскому. Работы включали в себя создание конференц-зала на 150 мест и выставочного зала.

В настоящее время в ЦДА регулярно проводятся художественные выставки, концерты, работают клубы по интересам.

Особняк Леман

Самая старая часть комплекса — особняк, построенный в 1896 году в псевдоготическом стиле по проекту архитектора А. Э. Эрихсона для жены потомственного почетного гражданина города Москвы Р. А. Лемана Анны-Луизы Леман. 

Стены красного кирпича резко контрастируют с белокаменными резными деталями, привлекают к себе внимание островерхие кровли особняка с ажурными украшениями. Сложная объемно-пространственная композиция здания органична для избранной стилистики поздней французской готики. Профессионально со знанием стиля нарисованы декоративные детали фасадов, оконные переплеты, дверные полотна, решетка ограды и др. Выразителен силуэт сооружения с высокими щипцовыми кровлями над отдельными объемами.

Парадный вход
pinterest button Парадный вход NVO, CC BY-SA 3.0

Оформление интерьеров здания выполнено в стилях готики, барокко или в смешанном стиле. Композиционный центр интерьеров особняка — двухэтажный холл с парадной деревянной лестницей, арочной обходной галереей вокруг неё на втором этаже и световым фонарем. Также заслуживает внимания просторная Белая гостиная с камином и роскошной лепниной, в которой проводятся различные мероприятия — от семинаров и пресс-конференций до литературных и музыкальных вечеров. Белая гостиная соединена с более камерной Красной гостиной, которая идеально подходит для проведения переговоров и фуршетов. На втором этаже особняка расположена Синяя гостиная.

Особняк, построенный для Анны Леман, затем был продан московскому губернскому предводителю дворянства П. А. Базилевскому, в 1919 г. здесь помещался Всероссийский главный штаб Реввоенсовета, в 1920-х гг. — центральное бюро по обслуживанию иностранцев, в 1933–38 гг. — канцелярия французского посольства. В 1937 году особняк был передан Союзу архитекторов СССР.

Центральная часть

Проектировавший центральный фасад В.К. Буров вдохновлялся фреской итальянского художника Пьеро делла Франческа в церкви Сан Франческо в Арецо, где изображено похожее по архитектуре здание. Он решил фасад в виде приставного фасада-декорации с тремя арочными порталами, который облицован красной керамической плиткой и декорирована светло-серым мрамором, белым искусственным камнем и золотой смальтой. Майоликовый картуш с изображением схемы генерального плана Москвы — работа В.А. Фаворского. Графическое изображение знаменитого фасада Дома с 1979 года стало его эмблемой, а не менее знаменитое панно В.А. Фаворского считалось эмблемой Союза архитекторов СССР.

Центральный дом архитектора. Пристройка (1941)
pinterest button Центральный дом архитектора. Пристройка (1941) user:NVO, CC BY-SA 3.0

Автором интерьеров является известный архитектор Александр Васильевич Власов, создавший Крымский мост, стадион «Лужники» и ансамбль Крещатика в Киеве. На первом этаже «центрального здания» расположено Фойе — торжественный зал с белоснежными стенами, в котором проводятся выставки, встречи и другие мероприятия. Из него вверх и вниз ведут лестницы: мраморные — в Большой (концертный) зал на втором этаже, деревянные — на нижний уровень, где расположен ресторан «Архитектор». 

Ресторан «Архитектор» расположен в нижнем уровне центрального здания ЦДА (вход с Малой Никитской улицы). 

Новое здание

В 1970-е годы с целью расширения ЦДА был реконструирован, надстроен и обнесен новым белокаменным фасадом соседний дом — жилой доходный дом, построенный в 1876 году по проекту В. Карнеева. Доходный дом также имел свою архитектурную историю — здесь жил архитектор, автор дома Экономического общества офицеров (Военторга) на Воздвиженке, С.Б. Залесский.

Проведенный в 1975 году конкурс на новое здание выиграли архитекторы Б. И. Тхор, Р. И. Семерджиев, И. Щепетильникова и конструктор М. Ляховский. Чтобы объединить новое здание с уже сложившимся ансамблем ЦДА, авторы применили лаконичные средства. Штукатурно-белые тяги плоскости стен со скульптурными деталями обеспечили преемственность старой и новой части, создали своеобразный фон, усиливающий значимость буровского фасада.

Новое здание включает большой вестибюль с гардеробом, буфетом и кассой, конференц-зал, выставочный зал и различные административные помещения. 

Источник: ЦДА

Полезная информация

Центральный Дом архитектора
сокр. ЦДА

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, Гранатный пер., д.7, стр.1

☎ (495) 690-2750, (495) 691-4976
moskvarch@mail.ru
domarch.info

Статус

Особняк является объектом культурного наследия.