Клуб фабрики «Буревестник»

Построено в 1928–1930 годах по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова

Клуб фабрики «Буревестник»
pinterest button

Клуб фабрики «Буревестник» — здание клуба на 3-й Рыбинской (бывшей Огородной) улице в Москве. Построено по заказу Московского губернского отдела Союза кожевенников для рабочих обувной фабрики «Буревестник».

История строительства

В 1895 году гамбуржец Иоганн Динг купил земельный участок на лугах у речки Рыбинки, чтобы построить макаронную фабрику.

В 1900 году фабрика пущена, в 1902 году построен административный корпус и здание конторы. Часть корпусов макаронной фабрики после революции отошла кожевенно-обувной фабрике «Буревестник».

В 1927 году профсоюз фабрики задумал строительство рабочего клуба, для чего в феврале того же года Московской городской управой было выдано разрешение на отвод земли под новое строительство на участке напротив производственных корпусов фабрики на Огородной улице.

В том же году Московский губернский отдел Союза кожевенников заказал проект клуба для рабочих фабрики архитектору Константину Мельникову.

Архитектор К. С. Мельников, 1920-е годы
pinterest button Архитектор К. С. Мельников, 1920-е годы неизвестен, Public Domain

Выбор архитектора был неслучаен: к моменту начала проектирования клуба фабрики «Буревестник» Мельников уже зарекомендовал себя на строительстве клубов для Союза коммунальников (Дом культуры имени Русакова) и Союза химиков (Клуб фабрики «Свобода», Клуб имени Фрунзе, Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода).

Рабочие чертежи клуба выполнены помощниками Мельникова и авторизованы архитектором. 3 января 1928 года проект рабочего клуба был рассмотрен и утверждён комиссией по клубному строительству Моссовета. Однако уже через месяц техническим советом был поставлен вопрос о необходимости удешевления строительства и неэкономичности возведения башни «не вполне удобной для устройства кружковых комнат». Надзор и руководство строительными работами были поручены инженеру В. П. Гиацинтову, который производил их с февраля по август 1928 года. После отказа Гиацинтова, его место занял инженер С. С. Чумаков.

Клуб фабрики «Буревестник»
pinterest button Клуб фабрики «Буревестник» NVO, GNU 1.2

Строительство клуба сопровождало большое количество сложностей, связанных с тем, что архитектурная мысль Мельникова сильно опережала развитие технико-экономической базы строительства тех лет. Даже после начала строительства клуба возникали предложения по упрощению проекта. Так, в марте 1929 года подрядчик строительства (контора «Строитель») предлагал отменить возведение у главного фасада сложной пятилепестковой башни.

Строительство клуба было закончено к январю 1930 года с незначительными отступлениями от первоначального проекта, которые выражались в увеличении размеров сцены, удлинении здания и изменении расположения перегородок. Это не нанесло ущерба задуманному Мельниковым архитектурно-художественному облику здания.

Современное состояние памятника

В 2002 году здание клуба было передано ООО «Татами клаб» под организацию спортивно-оздоровительного комплекса и отреставрировано по проекту Архитектурной мастерской Ю. Баданова и Центра историко-градостроительных исследований при участии Фонда поддержки и развития национальных и классических единоборств. Внешний вид постройки был сохранён, однако переделке подверглась уникальная система вентиляции, увеличена высота окон в фойе, деревянные оконные рамы заменены на металлические. Ремонт интерьеров проведён с использованием современных отделочных материалов.

В 2004 году участники реставрации были объявлены Правительством Москвы победителями конкурса «На лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды г. Москвы в 2002 году». В здании разместился фитнес-клуб «Татами» и ночной клуб с одноимённым названием. Ночной клуб «Татами клуб» был оформлен в японском стиле и имел танцпол, оснащенный профессиональной акустической системой и современным световым оборудованием, три бара, спорт-бар с трансляцией спортивных состязаний. Фитнес-клуб «Татами» (SPA wellness Tatami club) предлагал услуги транажёрного зала, бани и сауны, салона красоты, солярия, проводились занятия по аэробике, танцам и боевым искусствам.

В 2003 году Определением Арбитражного суда Москвы в связи с наличием непогашенного кредита перед коммерческим банком «Метрополь» в общей сумме более 99 млн рублей ООО «Татами клаб» было запрещено совершать сделки, направленные на отчуждение, залог и иное обременение недвижимого имущества в виде здания клуба «Буревестник», принадлежащего ООО «Татами клаб». В 2004 году состоялся ряд судебных процессов связанных с ликвидацией ООО «Татами клаб».

С весны 2007 года в здании располагается штаб Фонда содействия сохранению русского наследия «Русский авангард», президентом которого является С. Э. Гордеев — один из собственников дома К. С. Мельникова в Кривоарбатском переулке. По утверждению ряда источников С. Э. Гордеев также приобрёл в собственность здание клуба «Буревестник». В планах фонда — создание на базе клуба «Буревестник» Международного центра архитектуры (МЦА). Планируется, что МЦА станет уникальной площадкой, которая объединит собой выставочное пространство, лекционную аудиторию, библиотеку, кафе. В здании клуба уже проводятся некоторые из организуемых фондом мероприятий. Так, в 2007 году открытые лекции на сцене клуба «Буревестник» прочли голландский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Рем Колхас и итальянский архитектурный критик Лука Молинари. Помимо этого в здании клуба находятся реставрационные мастерские, в которых осуществляется реанимация архивов советских архитекторов-авангардистов.

В планах фонда «Русский авангард» — проведение научной реставрации здания. Представитель Фонда М. Великанова так прокомментировала весной 2008 года состояние интерьеров здания:

Полезная информация

Клуб фабрики «Буревестник»
клуб «Буревестник»

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Сокольники, ул. 3-я Рыбинская д. 17 стр. 1

Статус

Памятник архитектуры (региональный). Объект культурного наследия РФ № 7701543000

Архитектурно-планировочное решение

На форму и объёмно-пространственное решение здания во многом повлияла конфигурация земельного участка, отведенного под строительство клуба. Сам К. С. Мельников характеризовал его как «узкий с косой линией»: здание сильно вытянуто вглубь участка и поставлено с отступом от красной линии. Здание клуба состоит в плане из нескольких прямоугольников неодинакового размера, ступенчато убывающих по высоте, начиная с фасада. При этом понижение высоты объёмов вглубь двора не носит чисто механического характера, а задано функциональным назначением той или иной части здания. Справа от фасада помещена изящная пятилепестковая четырёхэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. Образность этого архитектурного объёма позволила некоторым критикам творчества К. С. Мельникова называть клуб «клеткой попугая». Вровень с башней-лепестком, на высоту четырёх этажей поднимается южный, вытянутый в поперечном направлении объём. Его высота определена размещением здесь сценической шахты с необходимым для неё оборудованием.

В целях более рационального использования клубных помещений, Мельников разработал ряд оригинальных приёмов их трансформации. Так, расположенный на втором этаже зрительный зал клуба имел партер и боковые трибуны, которые использовались при проведении спортивных мероприятий. В этих случаях стулья из партера убирались, а сам зрительный зал объединялся при помощи раздвижной перегородки в единое помещение с примыкавшем к нему спортивным залом.

Первоначально в фойе на первом этаже клуба был запроектирован плавательный бассейн, но при строительстве он не был осуществлён по причине отсутствия в этом районе на момент строительства водопровода и канализации. Бассейн должен был сообщаться с расположенным над ним спортивным залом с помощью люка в полу зала.

Здание клуба «Буревестник» является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения. В 1997 году здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации.

Клуб «Буревестник», как и другие клубы К. С. Мельникова, строился на средства профсоюзов промышленных предприятий. Каждый член профсоюза и работник предприятия мог беспрепятственно посещать рабочий клуб и участвовать в различных проводимых им мероприятиях. Открытое для всех использование клуба отражалось и в его планировочно-пространственной структуре. Однако, когда клубы стали осуществлять коммерческий показ кинокартин, сразу же обнаружились «изъяны» в планировке всех клубов: отсутствие кассового вестибюля, отдельного фойе, лестниц и входов-выходов, разделяющих потоки зрителей, идущих в зал и выходящих из зала.