Казанский собор (Москва)

Собор Казанской иконы Божией Матери — православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве

Казанский собор
pinterest button

Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери.

История

Первое упоминание Казанской церкви на Никольской улице относится к 1625 г. — деревянная церковь, возведённая на средства князя Дмитрия Пожарского. Впервые утверждение о том, что казанский собор был построен и освящён в 1625 г. появилось в «Историческом путеводителе по Москве» (1796). Распространено предположение, что храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов.

Казанский собор после перестроек, 1882
pinterest button Казанский собор после перестроек, 1882 незвестен, Public Domain

После пожара 1634 г. был построен каменный храм на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 г. Ещё через 11 лет к нему был пристроен придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. На церемонии освящения присутствовал сам царь Алексей Михайлович. Шатровая колокольня, вероятно, была пристроена к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII в., для колоколен, единовременных храмам.

Несмотря на миниатюрность, храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства. Один из них «расколоучитель» Григорий Неронов. В его старообрядческом житии служба в храме XVII в. описана следующим образом:

Строительная история Казанского собора сложная. В конце 1760-х гг. храмовый комплекс был реконструирован на средства княжны М. А. Долгоруковой. При этом был снесён «за ветхостью» придел свв. Гурия и Варсонофия. Перестройка верхних торговых рядов почти закрыла вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками. Духовенство требовало сноса Аверкиевского придела, в котором давно перестали вести службу.

Казанский собор
pinterest button Казанский собор Konstantin Papushin, CC BY-SA 2.0

В первой половине 1802 г. по резолюции митрополита Платона была разобрана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 г. выстроена на другом месте новая двухъярусная, позднее (1865) ставшая трёхъярусной. В 1865 г. фасады храма оформили в классическом стиле по проекту архитектора Н. И. Козловского . После такого «поновления» храм мало отличался от тысяч церквей трапезного типа, раскиданных по русским весям. Это отмечал сам настоятель храма А. Ф. Некрасов:

Размеренный ход жизни в приходе был ознаменован несколькими яркими событиями. Во время французской оккупации 1812 года, по свидетельству А. А. Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». Казанская же икона остававшимся при храме протоиереем Мошковым была спрятана.

8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II.

В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.

Советское время

В 1925–30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик.

В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что неизбежно при скудости документального материала: например, снесённая в 1802 г. шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному.

Казанский собор в вечернем освещении
pinterest button Казанский собор в вечернем освещении Минеева Ю. Julmin, CC BY-SA 1.0

К 1929 г. Барановским были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен, но реставрационные воздействия ещё не коснулись навершия и колокольни, когда было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Узнав об этом, Барановский распорядился выполнить обмеры собора с северным приделом; эти документы пригодились потом при его воссоздании.

Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 г., в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры.

Воссоздание

Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Воссоздание было осуществлено в 1990–93 гг. по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского. Восстановлению храма препятствовала община будущего храма. Как вспоминает Журин, её представители

Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы.

Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере.

Полезная информация

Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери

Стоимость посещения

бесплатно

☎ староста 698-27-26, свечной ящик 698-19-96, церковный дом 698-27-01
www.kazanski-sobor.ru

Святыни

  • Особо чтимая икона Божией Матери «Казанская» с мощехранительницей.
  • Список чудотворной иконы, хранившийся в соборе до 1918 г., с 1930 г. пребывает в Богоявленском соборе в Елохове.

Архитектура

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII в. тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря.

Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате.

Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

«Ряды энергично профилированных килевидных кокошников, глубокие филёнки на лопатках четверика, треугольные наличники при всей их простоте создают исключительный пластический эффект.

Хорошо найденные пропорции барабана главы, умелая расстановка кокошников «вперебежку» способствуют собранности, цельности многообъёмной архитектурной композиции».

— И. Л. Бусева-Давыдова

По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья».