Савёловский вокзал

Пассажирский терминал станции Москва-Бутырская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы

Здание Савёловского вокзала
pinterest button

С 1999 года единственный вокзал в городе, обслуживающий только пригородные электропоезда.

Савёловский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

Станция Москва-Бутырская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является грузовой, по объёму работы отнесена к 1 классу.

Является начальным пунктом Савёловского направления МЖД. Не является тупиковой — через станцию также проходит транзитом Алексеевская соединительная линия, к которой примыкает Савёловское направление.

Здание Савёловского вокзала
pinterest button Здание Савёловского вокзала APL, GNU 1.2

Часто встречается ошибочное название станции Москва-Савёловская — в пригородных расписаниях, схемах остановочных пунктов, автоинформаторах в электропоездах.

История

Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.

В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

Савёловский вокзал в начале XX века.
pinterest button Савёловский вокзал в начале XX века. неизвестен, Public Domain

Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897–1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились, и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы). Савёловским вокзал стал с 1912 года.

Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы, грузовой двор и 30-метровая водосборная башня, необходимая при паровозной тяге. Эта башня, ровесница вокзала, — единственное его историческое сооружение, дошедшее в целостности до наших дней.

Изначально станция называлась Москва-Савёловская. В 1900 году переименована в Москва-Бутырская. В 1936 образованы две станции: Москва-Пассажирская-Бутырская и Москва-Товарная-Бутырская. В 1957 году объединены в одну станцию Москва-Бутырская.

Реконструкция

С вводом действия нового графика движения пригородных поездов 31 мая 1981 года организовано сквозное движение до станций Белорусского направления и обратно (19 электропоездов в сутки, в обе стороны).

Вокзал, который не реконструировался с момента его основания, обветшал, уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. В 1987 году под руководством Я. В. Шамрая были начаты его расширение и реконструкция, оконченные 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. «Савёловская»).

С лета 1999 года был отменён пассажирский поезд № 198 Москва-Бутырская — Санкт-Петербург-Витебский, а оставшиеся пассажирские поезда (№ 602 до Рыбинска и № 642 до Сонкова) стали отправляться с Белорусского вокзала. Ныне Савёловский вокзал обслуживает только пригородные электропоезда, экспрессы Москва — Лобня, Москва — Дмитров и Москва — Дубна.

В день обслуживает 35 000 пассажиров, принимает и отправляет более 80 пар поездов.

Интерьер вокзала
pinterest button Интерьер вокзала Kuban kazak, GNU 1.2

3 марта 2000 года установлены турникеты.

В апреле 2011 года — построена новая платформа № 5 (путь № 3А) для пропуска поездов с Белорусского направления, новый подземный переход на эту платформу с перронной площади (до этого в обе стороны транзитные электропоезда следовали по пути № 2). С этого времени станция имеет 5 платформ и 11 приёмоотправочных путей.

В декабре 2012 года состоялся технологический ввод Савёловского вокзала после очередной модернизации, в которую инвестировано 522 млн руб. Открыт новый зал ожидания для пассажиров, оборудован новый кассовый зал пригородной пассажирской компании Регион-экспресс (РЭКС), обслуживающей скоростные электропоезда Москва — Лобня, открыт новый ресторан сети питания на вокзалах KFC на 50 мест, медицинский пункт. Санитарно-гигиенический узел вокзала оборудован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обслуживанию маломобильных пассажиров, предусмотрен специальный лифт, условиям безбарьерной среды отвечает новая система пандусов. Полностью обновлены инженерные и вентиляционные системы вокзала, системы видеонаблюдения и безопасности, по всей территории перронов уложена брусчатка.

Аэроэкспресс

В 2005 году началась реконструкция и переоборудование вокзала и платформ. Часть территории вокзала была превращена в терминал компании «Аэроэкспресс», занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево. С 2005 по 2008 год действовала смешанная схема: экспрессы ходили только по маршруту Москва-Бутырская — Лобня, а дальнейшая доставка пассажиров в аэропорт происходила специально организованным маршрутом автобуса.

В ходе реконструкции:

  • была построена новая боковая пассажирская платформа,
  • реконструированы три уже существующих платформы,
  • установлена новая информационная система.

Работы были завершены летом 2008 года, к пуску прямых экспрессов в аэропорт Шереметьево. В 2008 году была повторно заменена информационная система.

Движение было открыто полностью 10 июня. На момент открытия по ветке ходила 21 пара поездов с интервалом около получаса.

С 28 августа 2009 года было открыто регулярное движение электропоездов по маршруту Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево. Аэроэкспрессы в аэропорт Шереметьево следовали от Белорусского вокзала с остановкой на Савёловском вокзале. В обратном направлении, от аэропорта Шереметьево до Белорусского вокзала, остановка на Савёловском вокзале не производилась.

С 30 мая 2010 года остановка на Савёловском вокзале поездов, следующих с Белорусского вокзала в Шереметьево, отменена. Движение РЭКС-экспрессов по маршруту Москва — Лобня под новым брендом продолжается.

Открытие скоростного движения по Савёловскому направлению имело не только преимущества, но и выявило серьёзные проблемы в организации движения на магистрали, пропускная способность которой сравнительно невелика. Пуск экспрессов в Лобню и Дмитров, аэроэкспрессов в аэропорт Шереметьево по одним путям с пригородными электропоездами привёл к нарушению регулярности расписания и возрастанию интервалов в движении электричек до 50 минут, к отстою переполненных электричек в ожидании обгона экспрессами на станциях Бескудниково и Марк, к чрезмерному скоплению ожидающих отправления на платформах в часы пик, вызвал недовольство пассажиров и критику в прессе. Эта проблема была в основном устранена в октябре 2015 года, когда было введено в действие оптимизированное расписание.

В 2015 году «РЖД» предложило вернуть отправление Аэроэкспрессов в Шереметьево с Белорусского вокзала на Савёловский — в связи с габаритами новых двухэтажных составов, не вписывающихся в Тверской путепровод, памятник архитектуры московского модерна начала ХХ века. Однако оно было отклонено по итогам проведённого на портале «Активный гражданин» голосования.

Полезная информация

Савёловский вокзал
до 1912 — Бутырский

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр
  • вокзал открыт с 4:30 до 0:30

Адрес и контакты

Москва, площадь Савёловского вокзала

Основные сведения

ДЦС:

ДЦС-3 Московско-Смоленский

Регион ж. д.:

Московско-Смоленский

Дата открытия:

1902 год

Прежние названия:

Бутырский вокзал

Тип:

грузовая

Классность:

1

Количество платформ:

5

Количество путей:

11

Тип платформ:

островные

Форма платформ:

прямая, изогнутая

Прилегающие перегоны:

Москва-Бутырская — Бескудниково (2), Москва-Рижская — Москва-Бутырская (2), Москва-Бутырская — Москва-Пасс.-Смоленская (2)

Выход к:

Площадь Савёловского Вокзала

Расположение:

Москва, СВАО, Бутырский

Пересадка на станции:

Савёловская
Савёловская

Пересадка на:

А 72, 82, 84, 87, 126, 206, 727; Тб 3, 29, 29к, 47, 56, 78, 79

Тарифная зона:

0

Код в АСУЖТ:

 196004

Код в «Экспресс-3»:

2000009

Характеристика

В границах станции находятся:

  • Тупиковые пути непосредственно к северу от здания вокзала, от которых отходят пригородные электропоезда далее на север по Савёловскому направлению МЖД. Проход к платформам и обратно — через турникеты.
  • Два пути 2 и 3А к востоку от тупиковых, по которым следуют транзитные электропоезда с Савёловского направления далее на юг на Смоленское (Белорусское) направление через Алексеевскую соединительную линию и обратно. Путь 2 (на Смоленское направление) находится у восточной островной платформы, проход к боковой платформе пути 3А (на Савёловское) через отдельный подземный переход. Также по этим путям следуют аэроэкспрессы из/в аэропорт Шереметьево (без остановки, следуют от Москвы-Пасс.-Смоленской) и поезда дальнего следования на Савёловское направление (отправляются также от Москвы-Смоленской, перенесены туда с данной станции ранее). Проход к платформам через те же турникеты.
  • Двухпутный участок Алексеевской соединительной линии, к которому примыкают пути 2 и 3А. На этой линии также вблизи находится отдельный остановочный пункт — островная платформа Савёловская, проход к которой осуществляется через подземный переход от вокзала или станции метро, без турникетов. Платформа обслуживает транзитные электропоезда с Курского направления далее на юг на Смоленское (Белорусское) направление и обратно, а также по этим путям следуют поезда дальнего следования. В границах станции из путей у платформы находится только западный путь № I (в сторону Белорусского вокзала), по пути № II в станцию входит менее длинный участок южнее с примыканием путей 2 и 3А.
  • Пути для основной грузовой работы, в том числе к востоку от основных путей.

Станция узловая, движение возможно в двух направлениях:

  • На север по Савёловскому направлению: перегон к станции Бескудниково, ближайшая платформа на перегоне — Тимирязевская
  • На юг по Алексеевской соединительной линии в сторону Смоленского (Белорусского) направления: перегон к станции Москва-Пассажирская-Смоленская, она же является ближайшим остановочным пунктом

Кроме этого возможна пересадка на платформу Савёловская на третье направление, на северо-восток по Алексеевской соединительной линии в сторону Курского направления: перегон к станции Москва-Рижская, ближайшая платформа на перегоне — Москва-Станколит.

На Савёловском вокзале 11 путей. 9 из них (кроме путей 5 и 6) используются для прибытия и отправления электропоездов. Площадь вокзала равна 6 тыс. кв.м. По состоянию на апрель 2016 года с вокзала отправляются 97-99 электропоездов на Савёловское направление и 28-33 электропоездов на Белорусское направление. Электропоезда на Савёловское направление следуют:

  • по главному ходу до станции Савёлово (город Кимры) или до более близких станций (основные — Дмитров, Икша, Лобня)
  • до Дубны по ответвлению от главного хода (в частности, курсирует комфортабельный экспресс, состоящий из восьми общих вагонов первого и второго класса, с остановками в Дмитрове, Вербилках и на Большой Волге)
  • до Жёлтиково (1 пара по выходным) и Костино (1 пара) на Большое кольцо МЖД по ответвлению от главного хода
  • Производится движение РЭКС — Региональных экспрессов по маршруту Савёловский вокзал — Долгопрудный — Лобня (с пути 10).