Гараж на Новорязанской улице

Памятник архитектуры русского авангарда

Фасад гаража со стороны Новорязанской улицы
pinterest button

Гараж построен на Новорязанской улице в Москве по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в 1926–1929 годах как гараж для грузовых машин.

В строгом, лаконичном, монументальном фасаде и в сочетании килевидных, круглых и прямоугольных элементов фасада здания просматриваются черты конструктивизма.

Описание гаража

Гараж в плане имеет форму, напоминающую гигантскую подкову. Столь необычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за неудобной треугольной формы выделенного под застройку участка. Разработанная архитектором подковообразная схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража.

На Новорязанскую улицу выходят экспрессивные торцевые фасады здания. Круглые окна в верхней части килевидно выступающих фасадов контрастируют с большими, вытянутыми вертикально, прямоугольными окнами, расположенными по бокам и прямоугольными окнами административного корпуса, расположенного в центре. Согласно проекту, в килевидных выступах фасадов находились массивные ворота, обеспечивающие удобные въезд-выезд (на сегодняшний день остались одни ворота, остальные заложены стеклоблочной кладкой).

Металлические конструкции перекрытий гаража разработал инженер В. Г. Шухов.

История гаража

19 октября 1948 года на базе Гаража был открыт 4-й автобусный парк Мосгортранса. В момент открытия в гараже размещалось 115 автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, переведенных из третьего парка, размещавшегося в Бахметьевском гараже. В октябре 1949 года автобусным парком получены первые ЗИС-154, в 1955—1957 годах парк был реконструирован и в него поступили ЗИЛ-158. В конце 1961 года в парке находилось 395 автобусов ЗИЛ-158 при ёмкости в 250 машино-мест. В январе 2003 года парк обслуживал маршруты № 7, 14, 15, 17, 21, 36, 46, 74, 79, 83, 122, 125, 131, 141, 211, 231, 237, 254, 615, 617, 620, 645, 676, 703, 723, 773, 773к, 783, 792, 792к, 811. 811к,

До 2014 года в гараже на Новорязанской улице располагался 4-й автобусный парк. К зданию гаража с внутренней и наружной сторон примыкают многочисленные пристройки, сооружённые в последние десятилетия и искажающие исторический облик здания. Ныне в этом здании расположен филиал Новокосинского автобусно-троллейбусного парка, который взял себе номер этого парка в общей нумерации автобусных, и новый, 9-й номер в нумерации троллейбусных.

В 1997 году было принято Постановление Московской городской думы, которым здание гаража было отнесено к перечню памятников истории и культуры разрешённых к приватизации.

В феврале 2005 года Правительством Москвы было принято решение о строительстве новых эксплуатационных филиалов Мосгортранса, с целью переноса парка с территории ЦАО.

Полезная информация

Гара́ж на Новоряза́нской улице

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, Басманный район, Новорязанская улица, 27

Статус

Памятник архитектуры (памятник местного значения). Культурное наследие города Москвы, объект № 3903.

Гараж в произведениях литературы и искусства

Авангардное архитектурное решение гаража на Новорязанской улице и впечатляющие перекрытия вдохновили известного российского фотохудожника-конструктивиста Александра Родченко на ряд фоторабот, опубликованных во французском журнале «L' Architecture Vivante» .