Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Православный храм в историческом центре Москвы

Вид со стороны Брюсова переулка
pinterest button

История

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм.

Почти два века храм простоял без изменений, в 1816–1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1882 год
pinterest button Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1882 год Николай Найденов (1834-1905), Public Domain

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский. По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году.

Вид со стороны Брюсова переулка
pinterest button Вид со стороны Брюсова переулка Lightvortex, GNU 1.2

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле.

В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

В XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963–1964 годах, 1979 году и 1982–1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

Овраг

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Воскресение Словущего

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного во всём мире как Храм Гроба Господня) в 335 году.

Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли якобы иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением. Но редкие случаи возведения Храмов Воскресения Христова всё же имеют место.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства.

Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке
pinterest button Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке Elisa.rolle, CC BY-SA 3.0

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816–1820 гг.

Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.

Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.

Полезная информация

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Воскресенская церковь

Адрес и контакты

125009, г. Москва, Брюсов пер., 15/2

☎ По вопросам, связанным с расписанием богослужений и по общим вопросам обращайтесь по телефону: +7 (495) 629-6616 По вопросам веры и подготовки к таинствам (крещения, венчания и проч.) приходской консультант Сергей Иванович ежедневно с 12 до 18 часов в храме или по телефону: +7(916) 325-3644
vslovushego@yandex.ru
vslov.ru

Храм

Посвящён празднику Воскресения Словущего.

Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов.

Расписание богослужений

vslov.ru/raspisanie-bogosluzheniy

Святыни

  • икона Божией Матери «Взыскание погибших» (написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной святыней одной московской семьи; перенесена из снесенного в 1930 годах Храма Рождества Христова в Палашах)
  • К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного). Перед ним тоже всегда можно встретить богомольцев. Святителя Спиридона, жившего на Кипре в IV веке, почитают помощником бедных и обездоленных, надеждой лишенных крова. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. Акафист святителю Спиридону совершается по вечерам во вторник.

Приделы

  • Воскресения Словущего (главный)
  • Пророка Елисея (южный)
  • Николай Чудотворца (северный)

Интересные факты

  • Перед иконой «Взыскание погибших» венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон.
  • Икона «Взыскание погибших» поступила в храм не ранее 1937 года. С первых лет XIX века до середины 1930-х она находилась в церкви Рождества Христова, что в Палашах. В Палашёвский храм, по легенде, её пожертвовал прихожанин, который, будучи вдовцом, один воспитывал дочерей и постоянно молился об их благополучии. Когда его молитвы были услышаны и судьба детей была устроена, он передал икону в храм.