Дети — жертвы пороков взрослых

Скульптурная композиция М. М. Шемякина, расположенная на Болотной площади Москвы

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» на Болотной площади в Москве
pinterest button

Композиция была торжественно открыта 2 сентября 2001 года в канун дня города и явилась подарком столице от самого скульптора.

Автор задумывал проект как аллегорию борьбы со злом и пороками:

В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них разбросаны книги и мяч, а вокруг полукругом обступают фигуры, символы пороков взрослых. 

Дети - жертвы пороков взрослых
pinterest button Дети — жертвы пороков взрослых   DieselHP, CC BY-SA 4.0

Все 13 скульптур пороков подписаны на русском и английском языках и установлены в следующем порядке: «наркомания» (drug addiction), «проституция» (prostitution), «воровство» (theft), «алкоголизм» (alcoholism), «невежество» (ignorance), «лжеучёность»(irresponsible science), «равнодушие» (indifference), «пропаганда насилия» (propaganda of violence), «садизм» (sadism), «для беспамятных...» (for those without memory...), «эксплуатация детского труда» (child labor), «нищета» (poverty), «война» (war).

Памятник был создан по инициативе и заказу тогдашнего мэра Москвы Ю.М.Лужкова. В прессе были упоминания о том, что Лужков проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и даже лично, внезапно вскочив из-за стола во время встречи с ним, продемонстрировал скульптору своё видение позы одной из фигур («Садизм»), встав в соответствующую позу, которая в результате осталась в металле.

Увидев эскиз, Лужков заявил, что ей не хватает экспрессии, и, выбежав из-за письменного стола, изобразил, как выразился Шемякин, «экспрессию носорога». Я посмотрел на макет и понял, что это была аллегорическая фигура «Садизм».

Полезная информация

Дети — жертвы пороков взрослых

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 9:00 - 21:00

Ограничения

После покушения вандалов на скульптурную композицию, власти Москвы приняли решение обнести её забором, выставить охрану и открывать её для посетителей в определённые часы. Решётка, за которой стоит памятник, в 9 утра отпирается, и в 9 вечера запирается.

Критика

Работа скульптора подверглась критике со стороны религиозных людей за акцентированное изображение пороков. Так, доктор педагогических наук В. В. Абраменкова, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, обращает внимание на то, что по сути скульптуры являют собой памятник не детям, а порокам, и считает его вредным (с религиозной точки зрения) для детской психики.