Музей-заповедник Царицыно

Крупнейший музей-заповедник в городе

Большой Дворец после восстановления. 2008 год
pinterest button

Территория музея-заповедника с 1998 года входит в состав особо охраняемой природной территории «Царицыно».

История музея-заповедника

Первые попытки придать Царицынскому ансамблю музейный статус относятся к 1960-м годам (тогда некоторые баженовские сооружения в Царицыне были взяты государством под охрану как памятники архитектуры). В середине 1970-х рассматривались первые проекты реставрационно-восстановительных работ, но из-за сложности задач их реализация затянулась на долгие годы.

Эмблема музея-заповедника Царицыно
pinterest button Эмблема музея-заповедника Царицыно Корзун Андрей, CC BY-SA 3.0

В феврале 1984 года по распоряжению Совета Министров СССР был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Некоторые постройки Царицынского дворцового комплекса планировалось использовать как экспозиционные помещения музея.

В середине 1980-х началась масштабная научная реставрация зданий и сооружений Царицынского ансамбля. В 1993 году музей получил статус музея-заповедника и своё нынешнее название. Вскоре он был включён в «Перечень памятников истории и культуры федерального значения».

Арка между Большим дворцом и Хлебным домом
pinterest button Арка между Большим дворцом и Хлебным домом Корзун Андрей, CC BY-SA 3.0

В 1985—1988 годах проведена реставрация первого объекта в Царицыне: Арки-галереи между «Хлебным домом» и Большим дворцом. В 1992 году завершилась реставрация Фигурного моста, длившаяся семь лет. В 1994 году музей открылся для посетителей: в отреставрированном Втором кавалерском корпусе разместились первая экспозиция, знакомившая с основными коллекциями музея. В 1995 году завершилась реставрация Первого кавалерского корпуса (используется как административное здание музея) и закончены десятилетние работы по восстановлению Большого («Готического») моста через овраг.

В 1996 году первые музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в отреставрированном Оперном доме (Среднем дворце) состоялись первые концерты. Оперный дом в течение 10 последующих лет являлся главным концертным и выставочным залом музея-заповедника. В 1998 году Патриархом Алексием II проведено торжественное освящение Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник», входящего в состав дворцового ансамбля; этим событием завершились восьмилетние работы по восстановлению храма.

В 1998—2000 годах проведена реставрация Фигурных (Виноградных) ворот, в 1998—2003 — Третьего кавалерского корпуса (ныне используется как выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея) и Оранжерейного моста; в том же 2003 году — парковой беседки «Храм Цереры».

Восстановительно-реставрационные работы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 году Царицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годах проведена полная реконструкция Царицынского парка по проекту группы ландшафтных архитекторов во главе с М. Р. Мориной; восстановлены и благоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковые чащобы, вырублен сухостой.

Царицино, вид сверху
pinterest button Царицино, вид сверху Marina Lystseva, GNU 1.2

В 2006 году завершились реставрация и реконструкция под музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. В 2006—2007 году отреставрированы Башня-руина, парковые павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мостики (руководитель работ — архитектор-реставратор М. Д. Голубин). В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура: установлены несколько статуй работы А. Н. Бурганова.

Также проводилась экологическая реабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочных пристаней в их исторических местах (по проекту группы архитекторов под началом А. Н. Оболенского); воссоздан Оранжерейный пруд. На Среднем Царицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 году был открыт светодинамический фонтан — крупнейший в Москве.

Наконец, в августе 2007 года завершилась самая большая стройка на территории музея-заповедника — восстановление Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, постепенно разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В церемонии принимали участие мэр Москвы Ю. М. Лужков и Президент В. В. Путин.

Основные работы по реконструкции и восстановлению территории Царицынского музея-заповедника завершены, однако в части парковых зон (Ореховской окраине и Бахрушинке) продолжается благоустройство аллей и расчистка парковых посадок от зарослей. Также планируется восстановить грот, существовавший в XIX веке вблизи павильона «Миловида».

Полезная информация

Госуда́рственный исто́рико-архитекту́рный, худо́жественный и ландша́фтный музе́й-запове́дник «Цари́цыно»

Часы работы

  • Музей открыт
  • Вторник–пятница: с 11:00 до 18:00
  • Суббота: с 11:00 до 20:00
  • Воскресенье: с 11:00 до 19:00
  • Понедельник — выходной день
  • Оранжерейный комплекс открыт
  • Среда–пятница: с 11:00 до 18:00
  • Суббота: с 11:00 до 20:00
  • Воскресенье: с 11:00 до 19:00
  • Понедельник, вторник: выходные дни
  • Парк открыт c 6:00 до 24:00 ежедневно.

www.tsaritsyno-museum.ru

Музей

В различных корпусах музея, на постоянно или временно действующих площадках проводятся концертные программы.

В Атриуме Хлебного Дома установлен небольшой орган фирмы GlÖtter Gets (масса 2.5 тонны, 3 мануала(2 клавиатуры для игры руками и 1 ножной мануал), 12 регистров, мощность мотора 75 Вт). Орган имеет акустическое звучание, электромотор приводит в действие меха для нагнетания воздуха.

Среди музыкальных инструментов музея Царицыно также можно отметить рояли (Steinway and sons - массой 520 кг, Boston - массой 270 кг. и др.), двухмануальные клавесины современного изготовления выполненные по старинным технологиям, арфу, контрабас, литавры и т.д. Репертуар концертов очень разнообразен.

Помимо концертов в залах (Атриум, Баженовский и Казаковский залы, Оперный Дом) концерты проводятся и на открытых площадках. Художественный руководитель - Александр Юрьевич Шишков. Организация концертов - Мария Викторовна Зуйкова.

Фестивали

  • Ежегодный международный музыкальный фестиваль «Классика и джаз», приуроченного ко Дню России 12 июня.
  • Ежегодный Московский международный фестиваль «Круг Света» (с 2013 года).

Царицыно в литературе и искусстве

  • Интерес состоятельных москвичей к прогулкам в Царицынском парке в середине XIX века запечатлел И. С. Тургенев в романе «Накануне» (1859). Действие в одной из глав разворачивается в Царицыно; автор при этом уделил немало места описаниям парковых пейзажей. Автор сделал акцент на двух примечательных местах парка — склоне холма (увенчанном павильоном «Нерастанкино») с особой акустикой и заливе напротив павильона «Миловида».
  • Описание Царицына содержится в романе Григория Данилевского «Княжна Тараканова» (1883).
  • Леонид Андреев, часто проживавший на рубеже XIX—XX веков в летний период на царицынских дачах, написал здесь несколько рассказов. Два из них непосредственно связаны с Царицыным и его реальными обитателями — «Петька на даче» (1899) и «Жизнь Василия Фивейского» (1903)
  • Иван Бунин, также часто живший на дачах в Царицыне примерно в те же годы, что и Леонид Андреев, создал впоследствии несколько рассказов, связанных с Царицыным и вошедших в сборник «Тёмные аллеи» (окончательная редакция опубликована в 1946 году); царицынские образы также присутствуют в нескольких стихотворениях писателя. Бунин нередко специально избегал привязки сюжетов своих рассказов к конкретной местности, но тем не менее Царицыно угадывается в некоторых из них. Доподлинно связаны с царицынской дачной жизнью рассказы «Кума» и «Десятое сентября» (последний опубликован в 1961 году).
  • Существует предположение, что на сюжет для пьесы «Вишнёвый сад» А. П. Чехова натолкнула вырубка царицынских фруктовых садов под дачную застройку. Чехов никогда не снимал дачу в Царицыне. В последние месяцы своей жизни он планировал здесь поселиться и подыскивал подходящую дачу в феврале 1904 года. Бывал ли Чехов в Царицыне весной или летом — неизвестно. Однако в 1892 году в Царицыне жил его брат Михаил, приглашавший писателя к себе погостить.
  • Константин Юон в последние годы жизни летние сезоны проводил в Царицыне; здесь художник создал несколько пейзажей и жанровых картин.
  • В 1939 году в Царицыне снимались некоторые сцены фильма «Музыкальная история». В фильме Сергей Лемешев исполняет для героини Зои Фёдоровойвокальный номер на склоне холма, известного своими особыми акустическими свойствами. По ходу действия фильма с мостика над плотиной речки Язвенки Эраст Гарин падает в воду.В 1983 году на центральной поляне были сняты кадры фильма «У опасной черты», а в 2008 году в залах Большого Царицынского дворца проходили съёмки фильма «Адмиралъ» (сцены воображаемого бала).