Бородинский мост

Стальной трёхпролётный мост балочной конструкции через реку Москву

Бородинский мост,  Москва
pinterest button

В основе современного моста — опоры арочного Бородинского моста, построенного в 1911–1912 инженерами Н. И. Осколковым, М. И. Щёкотовым и архитектором Р. И. Клейном (при участии А. Д. Чичагова) как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны. Перестроен в 1952 и 1999–2001 годах с заменой несущих пролётов, расширением и надстройкой опор.

История

С 1788 на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812 года, после Бородинской битвы, проходили и русские, и французские войска. Мост регулярно разрушался паводками. В 1865 город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста.

Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве (вероятно, что проект фактически выполнил И. Ф. Рерберг). Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867 года и завершилось менее чем через год, 15 мая 1868. Конструкция моста — типичная для проектов Струве коробчатая балка (три пролёта по 43 метра), изготовленная на Коломенском заводе.

Бородинский мост, фотография 1888 года
pinterest button Бородинский мост, фотография 1888 года Найдёнов, Николай Александрович, Public Domain

С постройкой Брянского (Киевского) вокзала возникла необходимость замены старого, узкого моста 1868 года. В 1909 проектировщики Осколков, П. П. Щёкотов и Р. И. Клейн выиграли открытый конкурс проектов и приступили к постройке в 1911 году.

В проектировании и строительстве моста также приняли участие архитектор Г. Б. Бархин, инженер Н. И. Осколков и скульптор А. Л. Обер Мост, общей длиной 250 метров, имел три стальных арочных пролёта (40,9, 45,5 и 40,9 м длиной). Каждый пролёт состоял из 12 клёпаных арок с шагом 2,1 м. Дорожное покрытие имело проезжую часть шириной 18,5 м и две пешеходные дорожки по 3,5 м каждая.

Бородинский мост, обелиск
pinterest button Бородинский мост, обелиск shakko, CC BY-SA 3.0

Чтобы подчеркнуть память о войне 1812 года, над каждым устоем была оборудована площадка с гранитным обелиском. На них были нанесены имена героев войны с Наполеоном.

Перестройки 1952 и 1999—2001

Бородинский мост — один из двух московских автомобильных мостов, который не требовал немедленной замены в 1930-е гг. в связи с подъёмом уровня воды при запуске Канала имени Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности.

В 1952 мост был перестроен под руководством Ю. В. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42,6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26,0 метров для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1979 с моста были сняты трамвайные пути.

В 1999—2001 мост был вновь перестроен, так как состояние несущих арок и дорожной плиты требовало их немедленной замены. Исследование быков показало, что они слишком слабы, чтобы нести стальную арочную или бетонную балочную конструкцию. Поэтому было выбрано самое лёгкое (во всех смыслах) решение — стальная балка с ортотропной плитой проезжей части.

Мост сохранил клейновские обелиски и портики, но полностью утратил свою арочную сущность. Балки «замаскированы» криволинейными фартуками из листовой стали, имитирующими несущие арки (аналогичная обманка применена при реконструкции Новоспасского моста). Одновременно был срыт близлежащий холм с зелёными насаждениями.

Полезная информация

Бородинский мост, в прошлом Дорогомиловский мост.

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7

Как добраться

На автобусе:
№132 от метро Киевская (1);
№132 от метро Смоленская (1);
№132 от метро Воробьевы горы (16 остановок).

На Троллейбусе:
№39 от метро Смоленская (1); 
№39 от метро Киевская (1);
№39 от метро Багратионовская (12 остановок).