Киевский вокзал

Пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская

Киевский вокзал
pinterest button

Киевский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.
Памятник архитектуры и инженерного искусства.

Станция Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением.

По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является тупиковой (нетранзитной), начальным пунктом Киевского направления МЖД, как части магистрали Москва — Киев.

История вокзала

Первое здание вокзала было построено к марту 1899 года, а освящено 29 июня того же года. Это была неприметная одноэтажная постройка. Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн). Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. 

Брянский вокзал вскоре после постройки
pinterest button Брянский вокзал вскоре после постройки неизвестен, Public Domain

В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Композиция вокзала построена на контрасте высокой башни с горизонтальным корпусом с колоннадой. 

Общая площадь Киевского вокзала более 36 тысяч кв. метров. Пассажиропоток Киевского вокзала равен более 400 человек/час.

Внешний вид дебаркадера
pinterest button Внешний вид дебаркадера Bilbi, CC BY 3.0

К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.

Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учётом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.

В 1940—1945 с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин).

Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход, вначале это были не билеты со штрих-кодом, а магнитные карты наподобие метрополитеновских тех годов, которые давались дополнительно к обычному билету.

Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала
pinterest button Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала Kucharek, Public Domain

В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат. Внешний вид дебаркадера существенно не изменился.

На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год.

С 2012 года производился капитальный ремонт части Киевского вокзала для прохода к электропоездам — был закрыт прямой выход из метро через 3 лестницы, а турникеты перенесены на северо-западную боковую часть от тупиков. Летом 2013 года после реконструкции открыт новый турникетный зал пригородных поездов.

В 2006 году ближайший к Киевскому вокзалу выход из метро оформили в стиле первых станций парижского метрополитена, выполненных по проектам архитектора Эктора Гимара.

Дальнее следование по станции

По состоянию на декабрь 2014 года с Киевского вокзала отправляются следующие пассажирские поезда:

№ поездаМаршрут движения№ поездаМаршрут движения
1 «Столичный Экспресс»Москва — Киев2 «Столичный Экспресс»Киев — Москва
5 «Украина»Москва — Киев6 «Украина»Киев — Москва
23 «Одесса»Москва — Одесса24 «Одесса»Одесса — Москва
47Москва — Кишинёв48Кишинёв — Москва
55Москва — Хмельницкий56Хмельницкий — Москва
61Москва — Николаев62Николаев — Москва
65Москва — Кишинёв66Кишинёв — Москва
73Москва — Львов — Ковель74Львов — Москва
85Москва — Климов86Климов — Москва
89Москва — Жмеринка90Жмеринка — Москва
99 «Иван Паристый»Москва — Брянск100 «Иван Паристый»Брянск — Москва
101Москва — Брянск102Брянск — Москва
103Москва — Брянск104Брянск — Москва
105Москва — Брянск106Брянск — Москва
237*Москва — Анапа238*Анапа — Москва
341Москва — Кишинёв342Кишинёв — Москва

Звёздочкой отмечены поезда, курсирующие только в летний период.

Полезная информация

Киевский вокзал
До 1934 года — Брянский вокзал

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7

Адрес и контакты

пл. Киевского Вокзала, д. 1.

Архитекторы

И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художники Ф. И. Рерберг, И. И. Нивинский.

Транспортное сообщение

В непосредственной близости Киевского вокзала находятся две железнодорожные станции — Москва-Пассажирская-Киевская и Москва-Товарная-Киевская. Однако грузового сообщения там нет, грузовые поезда идут до станции Москва-Сортировочная, в 4 км от Киевского вокзала.

От Киевского вокзала идут пригородные электропоезда Киевского направления МЖД:

  • На станции главного радиального хода Солнечную, Лесной Городок, Апрелевку, Нару, Малоярославец, Калугу-2, а также по съезду на хордовую линию Вязьма—Сызрань на Калугу-1.
  • Прямые электропоезда на Большое кольцо МЖД через Бекасово-1 до пл. Бекасово-Сорт. и ст. Кресты и обратно (большинство рейсов минует платформы Бекасово-1)
  • Аэроэкспрессы в аэропорт Внуково и электропоезда до станции Аэропорт
  • Экспрессы до Калуги-1, Новопеределкино.

Скорые и пассажирские поезда с Киевского вокзала идут на Брянск, далее на Киев, оттуда в другие крупные города Украины, Молдавии и стран Южной и Юго-Восточной Европы (Венгрии, Словакии, Сербии, Болгарии, Румынии).

С распадом СССР количество пассажирских поездов на Украину и в дальнее зарубежье через Украину резко сократилось. Большинство поездов в дальнее зарубежье перенесено на Белорусский вокзал

В кино

  • Судьба барабанщика
  • Первое свидание
  • Семь нянек
  • 34-й скорый
  • Московская жара
  • Превосходство Борна