Кропоткинская

Станция Сокольнической линии Московского метрополитена

м. Кропоткинская, станция
pinterest button

История 

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Получила название по бывшей площади Кропоткинские Ворота и Кропоткинской улице (ныне — площадь Пречистенские ворота и Пречистенская улица), названных в честь Петра Алексеевича Кропоткина — географа и путешественника, теоретика анархизма, родившегося в этом районе.

Проект станции удостоен Гран-при на международных выставках в Париже (1937 год) и Брюсселе (1935 год), Сталинской премии за архитектуру и строительство (1941 год).

В 2005 году Центральный банк РФ тиражом 10 000 экземпляров выпустил серебряную памятную монету «Станция метро „Кропоткинская“» номиналом 3 рубля.

Реверс памятной монеты «Станция метро „Кропоткинская“, г. Москва» номиналом 3 рубля.Из серии «Памятники архитектуры России».Банк России. 2005 год. Тираж 10 000 экз.
pinterest button Реверс памятной монеты «Станция метро „Кропоткинская“, г. Москва» номиналом 3 рубля.Из серии «Памятники архитектуры России».Банк России. 2005 год. Тираж 10 000 экз. Permjak, CC BY-SA 3.0

5 декабря 2008 года, в день кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, общественное движение «Возвращение» предложило переименовать станцию в «Патриаршую».

Вестибюли и пересадки

Имеется наземный вестибюль полуциркулярной формы в виде арки, сооружённый по проекту архитектора С. М. Кравца и расположенный в начале Гоголевского бульвара. Через него осуществляется выход к Гоголевскому бульвару, площади Пречистенские ворота и Гагаринскому переулку. В 1997 году вместе с Храмом был открыт северный выход, ведущий в подземные переходы (архитектор А. К. Рыжков) — на улицу Волхонка, Всехсвятский проезд, и к самому Храму Христа Спасителя.

Отделка свода станции. 11 марта 2000 года.
pinterest button Отделка свода станции. 11 марта 2000 года.   неизвестен, GNU 1.2

Оформление

Десятигранные колонны станции и путевые стены отделаны серовато-белым уральским мрамором «коелга» (до конца 1950-х годов путевые стены были покрыты фаянсовой плиткой). Пол выложен розовым и серым гранитом в шахматном порядке (первоначально покрытие было асфальтовым). Светильники вмонтированы в капители в верхних частях колонн. Стены кассового зала облицованы марблитом.

Станция в цифрах

  • Код станции — 012.
  • В марте 2002 пассажиропоток составлял: по входу — 42 200 человек, по выходу — 41 900 человек.
  • Таблица времени проезда первого поезда через станцию:
Понедельник — пятница
(чч:мм:сс)
Суббота — воскресенье
(чч:мм:сс)
По нечётным числам
По чётным числам
В сторону станции
«Юго-Западная»
5:42:355:42:00
5:42:355:42:35
В сторону станции
«Бульвар Рокоссовского»
5:53:005:53:00
5:53:005:53:00

Перспективы

В дальнейшем из центра зала планируется построить переход на будущую станцию «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии.

Полезная информация

Кропо́ткинская
До 8 октября 1957 года называлась «Дворец Советов». Рядом со станцией на месте снесённого в 1931 году Храма Христа Спасителя намечалось воздвигнуть грандиозный Дворец Советов. Станционный зал метро был задуман как подземный вестибюль Дворца.

Строительство Дворца началось в 1939 году, но перед войной было прервано, а во время войны металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей. Проект так и не был осуществлён.

Позже брошенный котлован, вырытый для Дворца, был использован под плавательный бассейн «Москва», открытый в 1960 году. В 1994 году было принято решение о воссоздании храма (восстановлен и освящён к началу 2000 года), бассейн закрыт. Проектное название станции — «Кропоткинские ворота».

Часы работы

  • Время открытия:
  • вестибюль:
  • восточный - 6:30
  • западный - 5:30
  • Время закрытия:
  • вестибюль:
  • восточный - 22:30
  • западный - 1:00

Расположение

Между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Парк культуры».

Выход к улицам:

Гоголевский бульвар, площадь Пречистенские ворота, Гагаринский переулок, Волхонка, Всехсвятский проезд, Пречистенка, Остоженка.

Тип

Станция колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 13 м). 

Архитекторы

А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг