Здание Ссудной казны

Лепнина и замысловатый декор времен первых русских царей заставляет прохожего остановиться и в изумлении открыть рот

Здание Ссудной казны
pinterest button

Здание ссудной казны было построено в Настасьинском переулке в период с 1914 по 1916 гг. по проекту архитекторов Б. Нилуса и В. Покровского.

Архитекторы задумали построить Ссудную казну в неорусском стиле, используя элементы «нарышкинского стиля».

Здание Ссудной казны
pinterest button Здание Ссудной казны NVO, GNU 1.2

Зданию придали необыкновенный парадный вид, в отделке: наличники с висячими гирьками, восьмиугольные окна, орнаментированная декоративная резьба.

Центр главного фасада был выделен крытым крыльцом, украшен богатым декором и башенкой с высоким шпилем, который изначально венчал билибинский двуглавый орёл. Почти вся фасадная плоскость покрыта мелким «бриллиантовым» рустом.

Здание Ссудной казны
pinterest button Здание Ссудной казны Maxton, CC BY-SA 4.0

Внутренние помещения отделаны не менее декоративно, чем внешние: лепнина, роспись, широкие лестницы, богатые люстры. Росписью занимался художник И. Билибин.

Советский период

С 1918 года здание занимал Народный комиссариат внутренних дел.

В 1920-х годах — помещения дома № 3  были отданы под Гохран, в который принимал для хранения конфискованные ценности. 

Многое из того, что здесь хранилось, впоследствии было продано за границу по неоправданно низкой цене.

Наше время

В наше время здание также используется «по назначению» — здесь размещается несгораемое хранилище Цетробанка. 

Полезная информация

здание Российской ссудной казны

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Москва, Настасьинский переулок, 3

Расположение

Расположено в Настасьинском переулке недалеко от Пушкинской площади.

Архитекторы

Нилус был инженером, ставшим со временем архитектором московской конторы Госбанка, и имел влияние в банковских кругах и в архитектурной среде.

В творчестве Владимира Покровского сочетались древние традиции русского зодчества с достижениями модерна. Он был энтузиастом неорусского стиля, строителем сказочных храмов и теремов общественных зданий.

Оценки

Строительство ссудной казны с неодобрением было встречено многими архитекторами, живописцами, искусствоведами, дорожившими национальными традициями.

Они опасались, что распространение всевозможных «декадентских изысков», которые с невероятной скоростью размножались в Москве, нанесет ущерб развитию исконно русского зодчества.