Особняк Зинаиды Морозовой

Роскошный особняк жены Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны, выстроенный по проекту Фёдора Шехтеля в Москве

Особняк Зинаиды Морозовой
pinterest button

Впоследствии принадлежал Рябушинским.

Морозовы

Особняк был построен в 1893–1898 гг. богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей жены Зинаиды на том участке

Построен в 1893—1898 годах архитектором Ф. О. Шехтелем при участии И. С. Кузнецова (наблюдение за строительством), В. Д. Адамовича, И. Е. Бондаренко (помощники), художника М. А. Врубеля (интерьеры).

Ранее на этом месте стоял особняк поэта И. И. Дмитриева, построенный в 1814—1815 годах по проекту архитектора А. Л. Витберга.

На дореволюционной фотографии, 1913 год
pinterest button На дореволюционной фотографии, 1913 год неизвестен, Public Domain

В доме Морозов какое-то время укрывал скрывавшегося революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция.

Рябушинские

После самоубийства мужа в 1905 году Зинаида решила продать дом. В итоге дом был куплен за 870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой Михаилом Рябушинским, который хотел жить рядом с братом, Степаном Рябушинским.

Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.

Ограда
pinterest button Ограда Elisa.rolle, CC BY-SA 3.0

Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского.

По его заказу в 1912 году Константин Богаевский для Большой гостиной создал три панно. Они назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле являлись продолжением цикла, выполненного Врубелем для Малой гостиной — «Утро», «Полдень» и «Вечер».

Неоготика Морозовского особняка
pinterest button Неоготика Морозовского особняка Elisa.rolle, CC BY-SA 3.0

В 1916 году у хозяев родилась дочь, Татьяна, которая впоследствии тоже станет балериной — но уже не в России, а в Париже, куда Рябушинские были вынуждены уехать после революции, летом 1918 года.

Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым сундуком.

Советский период

Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики.

В газетных публикациях встречаются утверждения, что во время ремонтных работ в мае 1926 года в подвале был обнаружен оставленный владельцем тайник, откуда извлекли «несколько старинных манускриптов, мраморный бюст Виктора Гюго работы Огюста Родена, более 40 живописных работ Брюллова, Тропинина, Репина, Бакста, Врубеля, Серова, Кустодиева и 80 акварелей русских и европейских мастеров XIX и начала XX веков».

В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел, к тому времени многое из обстановки уже исчезло, но новый дом приемов обустроили выписанной из музейных запасников мебелью, а осыпавшуюся позолоту — заштукатурили.

Дом приёмов

Во времена работы А. А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приемы западные страны.
Была проведена масштабная реставрация, которая длилась около 10 лет.

После её окончания в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий. Позднее они очень пригодились для проведения работ по реставрации дома после большого пожара, произошедшего 4 августа 1995 года.

Здесь в 1996 году проходила встреча «Большой восьмёрки».

Сейчас это дом приемов МИД России, и особняк закрыт для посещений, но в последние годы здание участвует в проведении Дня исторического наследия Москвы и Дня музеев, и в эти дни возможно посещение.

Полезная информация

Особняк Зинаиды Морозовой

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр
  • в День исторического наследия Москвы (20апреля) и День музеев (18 мая) возможно посещение.

Адрес и контакты

Москва, улица Спиридоновка, 17

Статус

Памятник архитектуры (федеральный).

Архитектурный стиль

Архитектурный проект Шехтеля эклектичен, но преобладают черты английской неоготики. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель. 

Стили внешнего и внутреннего оформления очень разнообразны и включают элементы ренессанса, рококо, ампира. Само здание украшено горельефами, витражами.