Особняк Гутхейля

Особняк К. А. Гутхейля — жилой дом в стиле модерна в Москве

Особняк К. А. Гутхейля
pinterest button

Построен в 1902—1903 годах Московским торгово-строительным акционерным обществом по проекту архитектора В. Ф. Валькота.

В настоящее время в здании размещается посольство Марокко в России.

История

Ранее на этом месте находился хозяйственный двор большой городской усадьбы князя И. А. Гагарина, сгоревшей во время пожара 1812 года и разделённый позднее на восемь владений. Участок, на котором расположен современный особняк, около 1816 года приобрёл бригадир Н. И. Муханов, владелец усадьбы напротив, который выстроил здесь свой хозяйственный двор с деревянными строениями.

В 1820 году владение перешло к его брату обер-шталмейстеру С. И. Муханову. В 1850-х годах на территории владения жил известный хирург Ф. И. Иноземцев. Позднее усадьба неоднократно меняла владельцев и к концу XIX века сильно обветшала.

Летом 1899 года усадьбу приобрело под застройку Московское торгово-строительное акционерное общество Я. А. Рекка и разделило её территорию на три участка — нынешние дома № 6, 8 и 10 по Пречистенскому переулку. Яков Рекк ставил перед собой цель украсить город «стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы». В том же году архитектор Вильям Валькот выполнил по заказу Общества проект постройки двух особняков (№ 10 и № 8). Здание, ставшее позднее известным как особняк М. Ф. Якунчиковой, начало строиться в 1899 году; реализация строительства особняка на территории современного владения № 8 затянулась.

В 1900 году Валькот выполнил новый проект особняка и служб во дворе, однако он остался неосуществлённым. Строительство здания было начато в 1902 и закончено в 1903 году.

Позднее по заказу Общества архитектор Н. Г. Лазарев выстроил третий дом в переулке — особняк Н. И. Миндовского (№ 6). Постройки намеренно создавались Торгово-строительным обществом отличными друг от друга, чтобы предложить покупателям более широкие возможности выбора в соответствии с их вкусами

Особняк К. А. Гутхейля
pinterest button Особняк К. А. Гутхейля   NVO, CC BY-SA 2.5

Вскоре после постройки дом был продан К. А. Гутхейлю. Карл Александрович, возглавивший основанную его отцом музыкально-издательскую фирму «А. Б. Гутхейль» в 1882 году, превратил её в одно из крупнейших нотных издательств Российской Империи. Фирма имела свои магазины в доме банка и торгового дома «И. В. Юнкер и Ко» в Москве и на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Издатель­ство Гутхейля опубликовало большинство произведений С. В. Рахманинова, сочинения М. А. Балакирева, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова и многих других композиторов.

В 1885 году Гутхейль приобрёл право на издание большой части сочинений (главным образом опер) М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова и А. Н. Верстовского.

К 1913 году особняк приобрёл Дионисий Сергеевич Карзинкин — представитель известной московской купеческой семьи, кандидат-директор Ярославской Большой мануфактуры.

После октябрьской революции особняк был национализирован. В здании размещались сначала дошкольный детский дом, а затем Центральный дом детского коммунистического движения и Центральный дом вожатых ЦК ВЛКСМ.

С 1958 года особняк занило посольство Марокко в России.

В 1960 году дворовая часть особняка была надстроена вторым этажом. Тогда же под жилое помещение была приспособлена открытая терраса со стороны восточного фасада.

Полезная информация

Особняк Гутхейля

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 24/7, внешний осмотр

Адрес и контакты

Пречистенский переулок, 8

Статус

Особняк является объектом культурного наследия регионального значения.

Архитектура и оформление

Здание симметрично и фасадно, его центральная часть укрупнена относительно объёмов боковых крыльев, вынесена вперёд и развёрнута вдоль переулка.

Гладкие поверхности стен облицованы светлым глазурованым розово-сиреневым «кабанчиком»; однотипные симметричные полуциркульные оконные проёмы и вход в особняк обрамлены слабо подкрашенными панно с лепным рокайльным декором.

Над входом в особняк установлен навесной стеклянный козырёк — мотив французского Ар Нуво.

Использование симметричных объёмно-пространственных композиций не свойственно творчеству Валькота и, возможно, было продиктовано заказчиком.

Боковые передние части особняка включают два больших симметричных помещения (первоначально — зал и кабинет хозяина), за ними в глубине располагались будуар хозяйки, гостиная и жилые комнаты; в центральном выступающем объёме расположен холл, освещённый верхним светом.

На контрасте с оформлением фасада, ведущей темой оформления холла и столовой стал ордер: квадратные в плане колонны поддерживают упрощенный антаблемент и ведут к порталу дверей в кабинет хозяина. Столовая особняка отделана натуральным полированным камнем.

Первоначальная низкая кованая ограда по сторонам подъезда с характерными для Валькота волнообразными бегущими завитками была утрачена; на её фундаменте позднее возведена новая, более высокая и простая по рисунку ограда, стилистически относящаяся к неоклассицизму.

В 2011 году была завершена реставрация здания, в ходе которой ограда владения была воссоздана в первончальном виде.

Центральный объём дома общими чертами напоминает ризалит построенного Ф. О. Шехтелем годом ранее особняка А. И. Дерожинской. Несмотря на это, образ и композиция особняка Гутхейля, по мнению доктора искусствоведения М. В. Нащокиной, уникальны для московского модерна — его облик не стал объектом для подражания для других архитекторов.